|
Общий
вид до реставрации. 2015 |
|
|
В настоящее время в
отделе реставрации живописи смешанных техник ведется работа над двумя
походными иконостасами елизаветинского времени, написанными масляными
красками с золочением на синем шелке.
Они были написаны в
первой половине ХVIII века. Такие иконостасы создавались для походных
церквей. Несмотря на большие размеры (высота более двух метров), иконы легки
для переноски. Все 11 икон из иконостасов, хранящихся в Русском музее,
закреплены на подрамниках. Изображения святых написаны в резервах,
обрамленных рокайльными золочеными орнаментами из завитков, картушей и
листьев аканта. Оба иконостаса сходны по технике письма и используемым
материалам, хотя основа их немного отличается. Все свободное пространство
икон – синий шелк, легкий, с хорошо заметной фактурой и чередованием
блестящих и матовых частей камки и муаровым блеском репса.
В 1970-х годах
художниками-реставраторами Русского музея
А.Б.
Бриндаровым и
Т.И. Бургазлиевой была сделана первая
попытка отреставрировать одну из трапециевидных икон, расположенных над
Царскими вратами.
Мы провели анализ всех
плюсов и минусов предыдущей работы и на основании этого, разработали
комплексный подход к консервации этих памятников.
Новая методика
реставрации, как масляной живописи, так и ткани, с подбором соответствующих
материалов, должна была дать хороший общий результат. Четыре иконы первого
иконостаса находились в очень плохом состоянии. Они были сильно поновлены и,
к сожалению, продолжали разрушаться под тяжестью поновительских подклеек,
записей и дублирующих материалов. Поэтому, в 2015 году было принято
историческое решение начать работу над одной из самых разрушенных икон этого
типа - «Архидиакон Стефан» (Ж-5755, шелк, масло, размеры 202 х 70 см).
Эту сложную работу было поручено выполнить
ведущему художнику-реставратору
высшей категории
мастерской реставрации живописи смешанных техник
Нине
Русаковой.
В настоящее время
реставрация этой иконы завершена. В процессе работы икона полностью раскрыта
от поздних поновлений, старых подклеек, перегрунтовок и записей, лежащих на
авторской живописи и на шелке. Заклеены все разрывы, укреплены повреждения
шелка. Устранены деформации основы, повторяющие рисунок кракелюра
многослойных красочных слоев, а также деформации на границе перехода от
многослойной к менее нагруженной живописи, с использованием промежуточных
дублировочных слоев. Части основы с живописью усилены с помощью японской
бумаги и пшеничного крахмала (Zin Shofu). Открытый поврежденный шелк с
тыльной стороны дублирован на тонированный шелк-туаль. Общее дублирование
выполнено с помощью LASCAUХ 360HV на реставрационном вакуумном столе низкого
давления. На поврежденном шелке, обрамляющем изображение святого, с лицевой
стороны выполнено термодублирование с помощью тонированного тонкого газа.
Икона закреплена на постоянном подрамнике-планшете. В места утрат
красочного слоя подведен реставрационный грунт и выполнено тонирование.
Живописное изображение в центре покрыто слоем лака. Опыт этой работы с
необходимыми изменениями будет использован при продолжении реставрации
следующих произведений из иконостасов.
|