Предыстория
|
Создание живописной копии с картины А. Иванова "Вид Большого
канала в Венеции" из собрания Русского музея. |
|
Эволюция техники копирования
произведений изобразительного искусства прошла несколько этапов. Самый первый относится к эпохе античности. Здесь
можно вспомнить, что практически все греческие скульптуры, сделанные в
то время известны нам по их римским копиям. При этом большинство повторений значительно отличались от своих оригиналов. И не только деталями и
размерами, но и техникой исполнения. Следующий этап связан со Средневековьем.
И в этот период, многие понятия, в частности, аутентичность копии и
подлинника, были очень далеки от современных представлений. И лишь в эпоху Ренессанса копирование достигло настоящих высот. Именно в это
время в европейской культуре возникают теоретические принципы, основной
из которых - аутентичность оригинала и копии. Начинается широкое производство
повторений с лучших произведений живописи и скульптуры. В это время
закладываются основы учебного копирования, главной целью которого является
аналитическое исследование памятника, раскрытие и изучение его
художественно-стилистической, образной и материально-технической структуры.
Древнерусская традиция копирования произведений искусства развивалась в
русле религиозных представлений. Акцент делался не на восприятии
художественной и эстетической ценности копии, а на её связи с оригиналом
(«первообразом»). Православная традиция не проводила различия между
сущностной ценностью подлинника и копии. Они считались равными по
значимости. Копия, становилась такой же чудотворной, как и оригинал после
проведения обряда ее освещения. Причем повторения иногда становились даже
более чтимыми, чем оригиналы. Следствием этого стало отсутствие каких-либо
формальных установок на соответствие подлинника и его «списка». Это
способствовало появлению многочисленных повторений, которые значительно
отличались от оригинала.
По
мере проникновения в Россию достижений западной культуры позиции
древнерусской традиции в копировании уступают место европейской традиции
факсимильного воспроизведения.
Учебное копирование
|
Копирование в залах Музея
Императорской
Академии художеств. 1900е |
|
Копирование лучших произведений изобразительного искусства всегда считалось
одной из основ обучения будущих художников. Особенно важным оно является для
будущих реставраторов. Самая главная задача здесь -
научиться понимать какими красками (если это живопись) пользовался мастер при
создании того или иного участка живописной поверхности. Только постоянной практической
тренировкой по копированию можно получить эти неоценимые знания и опыт,
которые
реставратор в дальнейшем сможет использовать в одном из самых сложных
процессов в реставрации - тонировании утрат красочного слоя. Только
точное понимание какие красочные смеси использовал художник в своей работе
даст реставратору оптимальный результат и сделанные им тонировки не будут
отличаться по цвету от рядом расположенных участков авторской живописи. Это - лишь один из
примеров важности учебного копирования лучших образцов изобразительного искусства.
Российская академическая школа копирования произведений изобразительно
искусства берет свое начало с создания в 1757 году в
Петербурге
Академии
художеств. За основу берутся учебные программы, по которым готовят будущих
художников в лучших учебных заведениях Европы. В учебном процессе в петербургской
Академии большое внимание уделялось обучению студентов копированию с лучших образцов
живописи. Первыми оригиналами для учебного копирования стали произведения из
коллекции президента
Академии художеств И.И. Шувалова. Это были работы
итальянских и французских мастеров (на мифологические и религиозные темы) и
работы голландских и фламандских мастеров (пейзажи). Предпочтительными при
выборе были композиции с крепким, хорошо проработанным рисунком.
К началу 1770-х годов российская
Академия художеств
представляла собой уже вполне сложившуюся систему академического обучения с четкой
структурированностью, которая включала не только занятия по рисунку и
живописи, но и специальные занятия по
копированию. Создавались копии в самой Академии с экспонатов из ее богатого собрания.
|
Натурный класс в
Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств. Мастерская
профессора В.Е. Маковского. 1913 |
|
Первые упоминания об учебном копировании в Эрмитаже относятся лишь к 1776
году. Среди шедевров, которые интересовали студентов была не только «классика» -
П. Рубенс, А. Ван-Дейк, Рембрандт, но и лучшие работы их современников – Ф.
Буше, Ж. Шарден, Л. Ван Лоо. К началу XIX века академическая система
копирования становится настолько отработанной и привычной частью учебного
процесса, что это продолжается без особой эволюции вплоть до начала XX века.
Расширяется лишь список эталонов с учетом изменяющихся эстетических
предпочтений общества. Копирование в Эрмитаже разрешалось только для
учеников начиная с пятого, "выпускного возраста", которые через 2-3 года
покидали стены Академии, становясь профессиональными мастерами. Таким образом, изучение лучших работ европейских художников из
эрмитажного собрания становилось для них завершающей стадией академической
программы по копированию. Для своих работ студенты использовали «фланский»
мелкозернистый холст. Грунтовались будущие копии в основном в нейтральный
светлый или в свето-коричневый цвет в краскотерной мастерской Академии.
Копии писались по теневому подмалевку в технике «высветления» в соответствии
с методикой классической европейской техники живописи того времени.
Постижение "живописной
науки" начиналось с копирования однофигурных композиций небольшого формата
или небольших пейзажей.
Затем ученики переходили к более сложным композициям. Следующим этапом
было воспроизведение тематических композиций, отличавшихся непростым
колористическим и пластическим решением. И, наконец, последней стадией
копирования, было создание копий с работ "большого исторического рода".
Многофигурных, сложных в цветовом и пластическом решении, часто,
значительных по размеру.
До
конца XIX века учебный характер в копировании превалирует над практически
полным отсутствием коммерческого копирования. Хотя
справедливости ради, надо напомнить о существовании своеобразного механизма
реализации учебных и копийных работ учеников Академии, который являлся
дополнительным стимулом к улучшению результатов копирования.
Начиная с конца XIX века,
ситуация постепенно изменяется. Учебное копирование начинает постепенно уступать свое
главенствующее место коммерческому изготовлению копий на заказ.
Копирование в Русском музее
|
Страница из "Отчета Русского музея Императора
Александра III
за 1910 год". |
|
В
1898 году в Петербурге открывается
Русский музей Императора Александр III. С
самого начала одним из важнейших направлений в его деятельности
становится, как ни странно, организация процесса копирования лучших
произведений из его коллекции. Интересно отметить, что в ежегодных отчетах
Русского музея, информация о количестве нарисованных копий с картин – это
второй по важности показатель после количества посетителей. И этот
показатель растет год от года. Так, если в течении 1901 года в Русском музее
были нарисованы "всего" 608 копий, то через 10 лет, в 1910 году, их было нарисовано уже
в четыре раза больше - 2301 (!). И это - в течении
только одного года! Над ними работали 759
(!) копиистов. Как видно из
Отчёта Русского музея Императора Александра
III за 1910 год эта армия
художников создаёт десятки повторений с одних и тех же
«модных» картин. Так, например, в течении только одного 1910 года были написаны 81 копия с
картины И.И. Ендогурова «Начало весны», 61 копия с картины Р.Г. Судковского
«Штиль», 50 копий с картины И.К. Айвазовского «Девятый вал» и т.д. Учебное
копирование также осуществляется, но по количеству оно несопоставимо с
изготовлением коммерческих копий.
В
советский период, в соответствии с изменившимися идеологическими задачами
государственной политики, меняется и состав произведений, которые художники выбирают
для копирования. Создаются сотни копий с "патриотических" картин И.И. Шишкина, В.И. Сурикова,
И.И. Бродского, Владимира Серова. Этим занимаются профессиональные мастера, члены
союза художников, которые выполняют государственные заказы по оформлению
многочисленных общественных зданий – домов и дворцов культуры, домов отдыха
и санаториев.
К
концу 1990х годов в связи с распадом советского государства и, как
следствие этого - ликвидации системы государственного распределения
художественных заказов, учебное
копирование вновь занимает лидирующее место в общем количестве копий,
создаваемых в музее. При этом, в связи с открытием многочисленных
негосударственных учебных заведений, увеличивается количество студентов,
которые с помощью копирования изучают не только лучшие произведения масляной
живописи, но и копируют шедевры древнерусской иконописи. Так, при активном
участии заведующего мастерской реставрации древнерусской живописи Русского
музея С.И. Голубева (1947-2008) в 1997 году при Санкт-Петербургской Духовной
академии открывается Иконописная школа, в которой ученики изучают секреты
иконописи, интенсивно занимаясь и копированием лучших образцов древнерусской
живописи. Параллельно с работой в Русском музее
С.И. Голубев
преподавал в этой школе иконопись более 10 лет.
В
настоящее время учебное копирование в музее практически вытеснило
коммерческое. Сейчас очень часто можно видеть в залах
музея студентов
реставрационных отделений ведущих художественных институтов Петербурга -
Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры
им. И.Е. Репина и Государственной художественно-промышленной академии им.
А.Л. Штиглица.
К
сожалению, за последние годы оформление разрешений на право копирования
экспонатов в музее значительно усложнилось. Это вызвано различными причинами.
Прежде всего, - внедрением современных достаточно сложных систем учета и безопасности, коммерциализацией предоставления услуг, в связи со
стремлением музея к самоокупаемости. Свою лепту внесли,
к сожалению, и некоторые скандальные истории, связанные с появлением на рынке
предметов антиквариата сомнительных копий.
В
целях совершенствования системы организации работ по копированию экспонатов в Русском музее, в 1995
году, был создан специальный координирующий орган - "Экспертно-копийный совет", который
отвечает за все вопросы, связанные с созданием копий. Начиная от рассмотрения
заявок на копирование от организаций и частных лиц, до приема и оценки
качества созданных копий. Председателем совета является заместитель
директора по научной работе. Его заместитель - главный хранитель
Русского музея. Члены совета – заведующие научными отделами
музея и заведующий отделом реставрации музейных ценностей. В музее
утверждены специальные Правила копирования, которые неукоснительно
соблюдаются. Копирование происходит в залах музея под наблюдением
специальных сотрудников службы безопасности, которые дополнительно призваны
решать различные технические вопросы - от организации рабочего места
копиистов, до хранения их копий между сеансами копирования. В соответствии с Правилами копирования копия должна обязательно отличаться
своими размерами от
размера оригинала. После завершения копирования на тыльную сторону копии
ставится специальный штамп несмываемыми чернилами. Не допускаются никакие имитации кракелюра,
поверхностного загрязнения, искусственного старения, копирование подписей,
надписей и т.д.
Некоторые заявки в адрес Русского музея на создание профессиональных
копий от различных государственных и религиозных организаций выполняются, по согласованию с Экспертно-копийным
советом, опытными художниками-реставраторами отдела реставрации музейных ценностей Русского
музея.
|
Завершение работ по копированию картины
Г. Угрюмова "Въезд
Александра Невского во Псков" для Спасо-Троицкого собора
Александро-Невской лавры. 2011 |
|
Из наиболее
значительных работ последних лет, выполненных специалистами отдела
реставрации, –
создание огромной живописной копии с картины Г. Угрюмова
«Въезд Александра Невского во Псков» для безвозмездной передачи в Свято-Троицкий собор
Александро-Невской лавры в Петербурге (копиист - ведущий реставратор высшей
категории Н.Е. Романова),
четыре копии с картин
Ф.Л. Боровиковского «Евангелист Марк»,
«Евангелист Иоанн», «Евангелист Лука» и «Евангелист Матфей» для
Царских врат иконостаса Казанского кафедрального собора в
Петербурге (копиисты - ведущий реставратор высшей категории
А.В. Минин и
заведующий отделом реставрации
Е.С. Солдатенков), копия с иконы XIII века
«Белозерская Богоматерь Умиление» для Спасо-Преображенского собора в
Белозерске (копиист – ведущий художник-реставратор
М.М. Бушуев),
резная
копия с костяной иконы XVI века «Успение Богоматери» для безвозмездной
передачи в Спасо-Парголовский храм в Петербурге (копиист – художник-реставратор
В.В. Копяков).
Реставраторы Русского музея в 2009-2011 годах приняли самое активное участие
в масштабном проекте по изготовлению 91 копии с итальянских мраморных
скульптур начала XVIII века из коллекции Летнего сада.
* В подготовке раздела были использованы
материалы:
Е А. Давыдов. К вопросу об истории копирования европейской
живописи в России. Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина,
Спб. "Иностранные художники и Россия", ч. 1. Спб. ,1991,с.39 - 49.
Е А. Давыдов. Копирование европейской живописи в системе
Академии художеств 60 годов XVIII века. Институт живописи, скульптуры и
архитектуры им, Репина сб. "Проблемы развития зарубежного искусства", ч. 2.
Спб. ,1993, с. 3-12.
Дополнительные материалы: