Реставратор Русского музея в период с 1890 по 1917 гг.

Краткая информация

 

Родился в Санкт-Петербурге в 1860 году.

С 1881 года начал заниматься деятельностью по реставрации произведений искусства.

В 1906 году составил знаменитый "Проект основания реставрационной мастерской при Русском музее императора Александра III".

А.Я. Боравский одним из первых поставил вопрос об углублении реставрационной практики в Русском музее, ее органической связи с консервационными мерами, отметил переориентацию реставрации с поновления на консервацию.

А.Я. Боравский отметил необходимость ведения научной документации, важность подробного описания реставрационных процессов, свойств материалов произведения, его фотофиксацию. Впоследствии эти положения легли в основу систематизации реставрационной практики мастерской.

На Всероссийском съезде художников в 1911-1912 годах А.Я Боравский сделал концептуальный и передовой по взглядам на реставрацию доклад «Охрана произведений искусства». В нем он внес чрезвычайно интересные и актуальные предложения, касающиеся методологии и терминологии реставрации. Реставрацию он понимал, как минимальное физическое воздействие искусственными средствами на произведение искусства. На основании этого Боравский высказал мнение о необходимости минимизации реставрационных вмешательств, которое продолжает оставаться актуальным для современной реставрации: «Область применения реставрационных приемов должна быть сужена, а некоторые из них совсем заброшены». Но даже избранные, проверенные и наиболее щадящие методы и способы реставрации требуют, согласно его взглядам, гласности и неусыпного контроля. Для наилучшего проведения в жизнь озвученных методологических требований Боравский предложил, чтобы каждый реставрационный процесс документировался от начала до конца в виде подробного и поэтапно иллюстрированного описания всего того, что было сделано в процессе реставрации: «Каждое произведение искусств в музеях, дворцах и храмах должно быть рассмотрено до реставрации и должна быть снята фотография, 2-й фотографический снимок должен быть сделан во время реставрации и третий - после окончании ея». Результаты этих осмотров должны быть внесены в специальную книгу реставрации вместе с тремя указанными фотографиями, с описанием всего процесса исполненной работы, свойств материала данного произведения и указаниями для будущих реставраторов». Такая постановка реставрационного дела, по его мнению, позволяет избежать фатальных реставрационных ошибок, которыми была так богата реставрационная практика конца XIX - начала XX в. Одним из главных принципов практической некоммерческой реставрации - аутентичность материалов произведения, прошедшего реставрацию, оригинальным материалам. Опираясь на двадцатилетний опыт работы, а также на знакомство с методикой реставрации в Европе, он впервые выдвинул в качестве основного тезиса гласность и контроль в реставрационной практике. Для придания гласности он указал на необходимость издания журнала консервации и реставрации, устройство всероссийских и международных съездов и выставок. Относительно контроля за деятельностью реставраторов Боравский говорил об обязательной фотофиксации реставрируемого произведения до, в процессе и после реставрации о ведении реставрационных книг «с описанием процесса исполнения работы, свойств материалов данного произведения и указаний для будущих реставраторов». Наиболее важную роль в развитии реставрационного дела должно играть реставрационное образование. По мнению Боравского, реставратор должен быть художником, знакомым с химико-физическими свойствами художественных материалов, знающий технику и технологию живописи, и методику реставрации. Касаясь методики самой реставрации, он впервые поставил вопрос о научной обоснованности не только художественной, но и технической реставрационной практики, Боравский говорил: «Отсутствие строго научной и систематической консервации заставляет проделывать такие реставрационные операции, которые можно было избежать при умелой постановке консервационного дела».

 

   БАЗА ДАННЫХ: "Все реставраторы Русского музея"...

 

Copyright © 1997-2016 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...