Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Боравский Александр Яковлевич (1861-1942)

Реставратор Русского музея в период с 1898 по 1912 (?) гг.

Краткая биография

 

Боравский Александр Яковлевич (Borawski Aleksander Sergiusz) родился 24 февраля 1861 (Варшава) – 10 октября 1942 (Там же).

Сын подмастерья-позолотчика Якова (род. 1836) и Вильгельмины из рода Ремеров (род. 1830). Крещен 29 апреля 1861 в костеле Святого Иоанна Крестителя в Варшаве. Учился в варшавской Рисовальной школе, а также частным образом у Войцеха Герсона и Александра Каминского (1823–1886). Получив первую денежную премию Варшавского Общества поощрения художеств (TZSzP), в 1879 выехал в Париж, где совершенствовался под руководством скульптора Циприана Годебского. Одновременно работал в реставрационной мастерской André. Вернувшись в Варшаву, организовал свою реставрационную мастерскую, в которой провел работы по реставрации алтаря короля Яна III Собеского и 16 фигур в Саксонском парке в Варшаве (1888–1889).

Недолго работал у князя Михаила Радзивилла (1853–1903) в Неборове. В 1885 году участвовал в выставке "TZSzP" в Варшаве. Дважды получал премии от "TZSzP", а в 1887 – медаль на Всеобщей выставке искусства в Кракове. В 1888 году участвовал в салоне Общества французских художников в Париже.

В 1890 (по другим данным в 1892) приехал в Санкт-Петербург, где затем провел более двадцати лет. Служил в реставрационной мастерской Русского музея императора Александра III, занимаясь главным образом реставрацией картин и плафонов. Благодаря поддержке юриста и общественного деятеля Владимира Спасовича работал также на Императорском фарфоровом заводе. В 1896 участвовал в реставрации плафонов в Михайловском дворце.

В 1903 по собственным композициям исполнил росписи для Церкви святого Иоанна Кантия при Римско-католической духовной академии. В 1904 реставрировал переносной алтарь Иоанна Андрея Телота (создан в 1719) для католического Собора Святой Екатерины Александрийской.

В 1905–1906 работал в Кракове, выполняя заказ по росписи купола в часовне епископа Самуэля Мацеевского (1499–1550) Вавельского собора. По окончании работ вернулся в Санкт-Петербург, где в 1906 написал копию с известной картины Б.Э. Мурильо «Непорочное зачатие» для алтаря в костеле Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Динабурге (ныне - г. Даугавпилс, Латвия).

28 марта 1906 представил дирекции Русского музея свой знаменитый "Проект основания реставрационной мастерской при Русском музее императора Александра III".  В этом документе обратил внимание на необходимость принятия комплексной и систематизированной реставрации музейных объектов, а также внедрения соответствующе документированных реставрационных процедур. Отстаивал необходимость квалифицированной документации по реставрации (вместе с обязательной фотофиксацией до и после реставрации), предлагая вместе с этим собственные услуги в качестве штатного сотрудника.

На I Всероссийском съезде художников в 1911–1912 выступал как художник-реставратор, представляющий Русский музей императора Александра III, прочел доклад «Охрана произведений искусства», в котором затронул вопросы реставрационной методологии и терминологии.

В 1911 был приглашен директором Третьяковской галереи И.С. Остроуховым на постоянную работу, после чего проводил в Москве летние месяцы, работая в качестве реставратора.

Помимо реставрационной деятельности занимался художественным творчеством, демонстрируя свои работы на выставках Императорского Общества поощрения художеств (1891), Академии художеств (1894), Санкт-Петербургского общества художников (1903). Исполнил портреты могилевских митрополитов и епископов: Кароля Недзялковского (1846–1911), Лонгина Жарновецкого (1842–1915), Эгидия Радзишевского, Болеслава Иеронима Клопотовского, Георгия Иосифа Шембека (1851–1905), Аполлинария Внуковского (1848–1909), Викентия Ключинского (1847–1917) и Эдуарда фон дер Роппа. Работал над портретной галереей, представляющей известных поляков, проживающих в России с конца XVIII века до Первой мировой войны (около 50 портретов). Писал картины для церквей, в основном католических, в Риге, Гомеле и Киеве.

Участвовал также в деятельности петербургских полонийных организаций, в том числе действующего с 1907 Польского союза врачей и естествоиспытателей (состоял в нем до 1913 года).

15 ноября 1912 прочитал иллюстрированный доклад на тему «Развитие техники лессировочной живописи»), а также в обществе «Огниско польское» (входил в состав правления до апреля 1909). По его инициативе в 1908 возникло Петербургское коло Варшавского Общества охраны исторических памятников (Petersburskie Koło Warszawskiego Towarzystwa Opieki nad Zabytkami Przeszłości), которому он подарил архивные материалы из собственной коллекции. С 1908 пересылал в Варшаву инвентаризационные материалы, касающиеся польских памятников в России. Постоянно интересуясь судьбой польского наследия, публиковал посвященные этим памятникам статьи в местной печати. Так, в 1911 в газете «Дзенник Петербургский» (№ 438) вышел его материал «Реставрация исторических памятников». Ряд статей посвятил полякам, проживающим в Санкт-Петербурге («Мастера искусств в своей Отчизне и в России» / Artyści w ojczyźnie swej i w Rosji // Польский Петроградский календарь за 1916 год / Polski Kalendarz Piotrogrodzki na rok 1916).

Во время Первой мировой войны выполнил роспись «Святые Польши, Литвы и Руси» («Święci Polski, Litwy i Rusi») для Собора Успения Пресвятой Девы Марии в Санкт-Петербурге. В 1917 вошел в состав Комиссариата по делам бывшего Министерства Двора и уделов, а также в состав Ликвидационной комиссии по делам Царства Польского.

Проживал в Санкт-Петербурге-Петрограде: в 1896–1911 – в доходном доме Карла Маевского по адресу наб. р. Фонтанки, 110, в 1913–1917 – на Кирочной ул., 34.

В 1918 году решил покинуть Россию и получил разрешение на вывоз из Петрограда своей коллекции произведений искусства. Однако, подготовленные к отъезду перед домом ящики были расстреляны, и коллекция была полностью уничтожена.

С 1919 года жил в Варшаве. В 1920 - стал первым хранителем собрания Королевского Замка на Вавеле.

В 1934–1939 находился в монастыре Отцов Паулинов на Ясной Горе (Ченстохова), где писал портреты монашествующих и генералов ордена. Тяжело больной, последние годы жизни провел в приюте святого Антония в Ченстохове.

Помимо многих статей в польских периодических изданиях и в «Материалах Комиссии по изучению искусств в Польше» (Sprawozdaniach Komisji do Badań Sztuki w Polsce) опубликовал книги: «Краковский Замок» («Katedra krakowska», Kraków 1921), «О литье из бронзы и колоколах в Польше» («O ludwisarstwie i dzwonach w Polsce», Kraków 1921), «Королева Ядвига. Исторический очерк» («Królowa Jadwiga. Szkic historyczny», Warszawa 1933).

С 1889 был женат на Анне Марианне Радышкевич (1861 или 1870 – 13 ноября 1919), дочери Иренеуша Грациана и Каролины из рода Миневских. Имел двух сыновей: Зигмунд Андрей (1888–1956), который был женат на Ирене Куровской (род. 1900) и Владислав (28 сентября 1892 – 1970) – женился на Людвике из рода Станевичей (1895 – 17 апреля 1925).

Был похоронен на старом кладбище св. Роха в Ченстохове. Позже останки были перезахоронены на кладбище «Повонзки» в Варшаве рядом с прахом жены и невестки Людвики.

Картины художника находятся в собраниях Национальных музеев в Варшаве («Портрет Мариана Перетятковича», 1912) и Кракове («Автопортрет», 1919).

 

Источник:
Энциклопедия "Польский Петербург"

 

   БАЗА ДАННЫХ: "Все реставраторы Русского музея"...

 

Copyright © 1997-2016 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...