Боравский
Александр Яковлевич (Borawski Aleksander Sergiusz) родился 24
февраля 1861 (Варшава) – 10 октября 1942 (Там же).
Сын подмастерья-позолотчика Якова (род. 1836) и Вильгельмины из рода
Ремеров (род. 1830). Крещен 29 апреля 1861 в костеле Святого Иоанна
Крестителя в Варшаве. Учился в варшавской Рисовальной школе, а также
частным образом у Войцеха Герсона и Александра Каминского (1823–1886).
Получив первую денежную премию Варшавского Общества поощрения художеств
(TZSzP), в 1879 выехал в Париж, где совершенствовался под руководством
скульптора Циприана Годебского. Одновременно работал в реставрационной
мастерской André. Вернувшись в Варшаву, организовал свою реставрационную
мастерскую, в которой провел работы по реставрации алтаря короля Яна III
Собеского и 16 фигур в Саксонском парке в Варшаве (1888–1889).
Недолго работал у князя Михаила Радзивилла (1853–1903) в Неборове. В
1885 году участвовал в выставке "TZSzP" в Варшаве. Дважды получал премии
от "TZSzP", а в 1887 – медаль на Всеобщей выставке искусства в Кракове.
В 1888 году участвовал в салоне Общества французских художников в
Париже.
В 1890 (по другим данным в 1892) приехал в Санкт-Петербург, где затем
провел более двадцати лет. Служил в реставрационной мастерской Русского
музея императора Александра III, занимаясь главным образом реставрацией
картин и плафонов. Благодаря поддержке юриста и общественного
деятеля Владимира Спасовича работал также на Императорском фарфоровом
заводе. В 1896 участвовал в реставрации плафонов в Михайловском дворце.
В 1903 по собственным композициям исполнил росписи для Церкви святого
Иоанна Кантия при Римско-католической духовной академии. В 1904
реставрировал переносной алтарь Иоанна Андрея Телота (создан в 1719) для
католического Собора Святой Екатерины Александрийской.
В 1905–1906 работал в Кракове, выполняя заказ по росписи купола в
часовне епископа Самуэля Мацеевского (1499–1550) Вавельского собора. По
окончании работ вернулся в Санкт-Петербург, где в 1906 написал копию с
известной картины Б.Э. Мурильо «Непорочное зачатие» для алтаря в костеле
Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Динабурге (ныне - г.
Даугавпилс, Латвия).
28 марта 1906 представил дирекции Русского музея
свой знаменитый
"Проект основания реставрационной мастерской при
Русском музее императора Александра III".
В
этом документе обратил внимание на необходимость принятия комплексной и
систематизированной реставрации музейных объектов, а также внедрения
соответствующе документированных реставрационных процедур. Отстаивал
необходимость квалифицированной документации по реставрации (вместе с
обязательной фотофиксацией до и после реставрации), предлагая вместе с
этим собственные услуги в качестве штатного сотрудника.
На I Всероссийском съезде художников в 1911–1912 выступал как
художник-реставратор, представляющий Русский музей императора Александра
III, прочел доклад «Охрана произведений искусства», в котором затронул
вопросы реставрационной методологии и терминологии.
В 1911 был приглашен директором Третьяковской галереи И.С. Остроуховым
на постоянную работу, после чего проводил в Москве летние месяцы,
работая в качестве реставратора.
Помимо реставрационной деятельности занимался художественным
творчеством, демонстрируя свои работы на выставках Императорского
Общества поощрения художеств (1891), Академии художеств (1894),
Санкт-Петербургского общества художников (1903). Исполнил портреты
могилевских митрополитов и епископов: Кароля Недзялковского (1846–1911),
Лонгина Жарновецкого (1842–1915), Эгидия Радзишевского, Болеслава
Иеронима Клопотовского, Георгия Иосифа Шембека (1851–1905), Аполлинария
Внуковского (1848–1909), Викентия Ключинского (1847–1917) и Эдуарда фон
дер Роппа. Работал над портретной галереей, представляющей известных
поляков, проживающих в России с конца XVIII века до Первой мировой войны
(около 50 портретов). Писал картины для церквей, в основном
католических, в Риге, Гомеле и Киеве.
Участвовал также в деятельности петербургских полонийных организаций, в
том числе действующего с 1907 Польского союза врачей и
естествоиспытателей (состоял в нем до 1913 года).
15 ноября 1912 прочитал иллюстрированный доклад на тему «Развитие
техники лессировочной живописи»), а также в обществе «Огниско
польское» (входил в состав правления до апреля 1909). По его инициативе
в 1908 возникло Петербургское коло Варшавского Общества охраны
исторических памятников (Petersburskie Koło Warszawskiego Towarzystwa
Opieki nad Zabytkami Przeszłości), которому он подарил архивные
материалы из собственной коллекции. С 1908 пересылал в Варшаву
инвентаризационные материалы, касающиеся польских памятников в России.
Постоянно интересуясь судьбой польского наследия, публиковал посвященные
этим памятникам статьи в местной печати. Так, в 1911 в газете «Дзенник
Петербургский» (№ 438) вышел его материал «Реставрация исторических
памятников». Ряд статей посвятил полякам, проживающим в Санкт-Петербурге
(«Мастера искусств в своей Отчизне и в России» / Artyści w ojczyźnie
swej i w Rosji // Польский Петроградский календарь за 1916 год / Polski
Kalendarz Piotrogrodzki na rok 1916).
Во время Первой мировой войны выполнил роспись «Святые Польши, Литвы и
Руси» («Święci Polski, Litwy i Rusi») для Собора Успения Пресвятой Девы
Марии в Санкт-Петербурге. В 1917 вошел в состав Комиссариата по делам
бывшего Министерства Двора и уделов, а также в состав Ликвидационной
комиссии по делам Царства Польского.
Проживал в Санкт-Петербурге-Петрограде: в 1896–1911 – в доходном доме
Карла Маевского по адресу наб. р. Фонтанки, 110, в 1913–1917 – на
Кирочной ул., 34.
В 1918 году решил покинуть Россию и получил разрешение на вывоз из
Петрограда своей коллекции произведений искусства. Однако,
подготовленные к отъезду перед домом ящики были расстреляны, и коллекция
была полностью уничтожена.
С 1919 года жил в Варшаве. В 1920 - стал первым хранителем собрания
Королевского Замка на Вавеле.
В 1934–1939 находился в монастыре Отцов Паулинов на Ясной Горе (Ченстохова),
где писал портреты монашествующих и генералов ордена. Тяжело больной,
последние годы жизни провел в приюте святого Антония в Ченстохове.
Помимо многих статей в польских периодических изданиях и в «Материалах
Комиссии по изучению искусств в Польше» (Sprawozdaniach Komisji do Badań
Sztuki w Polsce) опубликовал книги: «Краковский Замок» («Katedra
krakowska», Kraków 1921), «О литье из бронзы и колоколах в Польше» («O
ludwisarstwie i dzwonach w Polsce», Kraków 1921), «Королева Ядвига.
Исторический очерк» («Królowa Jadwiga. Szkic historyczny», Warszawa
1933).
С 1889 был женат на Анне Марианне Радышкевич (1861 или 1870 – 13 ноября
1919), дочери Иренеуша Грациана и Каролины из рода Миневских. Имел двух
сыновей: Зигмунд Андрей (1888–1956), который был женат на Ирене
Куровской (род. 1900) и Владислав (28 сентября 1892 – 1970) – женился на
Людвике из рода Станевичей (1895 – 17 апреля 1925).
Был похоронен на старом кладбище св. Роха в Ченстохове. Позже останки
были перезахоронены на кладбище «Повонзки» в Варшаве рядом с прахом жены
и невестки Людвики.
Картины художника находятся в собраниях Национальных музеев в Варшаве
(«Портрет Мариана Перетятковича», 1912) и Кракове («Автопортрет», 1919).
Источник:
Энциклопедия "Польский Петербург"