о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

This page is under constraction

Мастерская реставрации картинных рам была создана в Русском музее в 1981 году. В настоящее время здесь работают шесть художников-реставраторов и один научный сотрудник.

Русский музей обладает уникальной коллекцией художественных рам. В экспозиционных залах представлены лучшие образцы практически всех стилевых направлений XVIII-XX веков, выполненных в различных техниках и материалах.

Department Divisions:

 Oil Painting Conservation

 Mixed Media Painting Conservation

 Old Russian Painting (Icons) Conservation

 Paper Graphics Conservation

 Ceramic and Glass Art Conservation

 Metal Art Conservation

 Textile Conservation

 Carved Icon and Wooden Sculpture Conservation

 Gilded Wooden Carving Conservation

 Picture Frame Conservation

 Lacquered Furniture Conservation

 Plaster and Stone Sculpture Conservation

 Contemporary Art Conservation

 Scientific Research

 Conservation Cordination Center

о сложной реставрации резной золоченой рамы

Frame conservation. 2020

Здесь можно увидеть как  шедевры барочной золоченой резьбы, созданные выдающимися мастерами по эскизам знаменитых архитекторов, так и трогательные, немного наивные произведения талантливых крепостных резчиков. В музейном собрании имеется и большое количество фабричных рам. Их отличает безупречность декоративной отделки и высокий профессионализм стилистических решений. Бесконечное разнообразие орнаментальных форм и имитаций материалов связано не столько с господством эклектизма в декоративно-прикладном искусстве, сколько с эволюцией русской живописи XIX века. Никогда прежде не знала она такого множества новых направлений, стольких ярко индивидуальных художников, такого широкого диапазона живописных тем.

После распада эпохи больших стилей рамы отчасти утратили свое значение архитектурного элемента интерьера. На первый план вышла проблема соответствия рамы и живописи, возникла новая идея авторских рам, утвердившаяся позднее в эстетике модерна. Следует отметить, что в области предметов декоративно-прикладного искусства рамы выделяются особенной спецификой, включающей самые различные аспекты. Имманентная несамостоятельность всегда обеспечивала рамам скромное место как среди предметов искусства, так, к сожалению, и среди объектов реставрации. Картинные рамы, выполненные с не меньшим мастерством, чем шедевры живописи, к сожалению, крайне редко удостаивались внимания искусствоведа или руки реставратора.

Мастерская реставрации картинных рам была организована в Русском музее только в 1981 году. Первый руководитель мастерской В.В. Савельев разработал уникальную технологию реставрации лепного мастичного декора. Для приготовления реставрационной мастики он использовал классические рецепты мастеров XVIII века. В настоящее время наряду с использованием достижений прошлого ведутся активные поиски по совершенствованию технологии реставрации. Они проходят в тесном сотрудничестве со специалистами лаборатории химических методов исследования Русского музея.

В 1990-х годах утраты гипсового орнамента впервые стали воссоздаваться однородным материалом методом "догипсовки" и отливки. Кроме того, в эти годы был поднят важный вопрос о качестве тонировок. Традиционные тонировки утрат левкаса акварелью на золоченых рамах часто отвлекали внимание зрителей к реставрационным участкам в ущерб восприятию живописи. Поэтому сейчас при тонировании утрат левкаса часто используются современные качественные полностью обратимые краски-пасты на масляной основе различных оттенков золота. При этом следы естественного старения в виде потертостей позолоты не поновляются. Но реставрация рам ни в коей мере не ограничивается проблемой тонировок. Сложное крепление конструкций, воссоздание утрат деревянной резьбы или гипса, восполнение утрат левкаса и т.д. – таков далеко не полных перечень работ, которыми занимается мастерская. Реставрация картинных рам требует участия специалистов различного профиля.  Огромная выставочная деятельность музея требует внимания к качеству и сохранности картинных рам.

 

Реставрация рамы в отделе реставрации в Русском музее. Frame Conservation in the Russian Museum Реставрация рамы в отделе реставрации в Русском музее. Frame Conservation in the Russian Museum Реставрация рамы в отделе реставрации в Русском музее. Frame Conservation in the Russian Museum

До реставрации

В процессе

После

 

Artwork Conservation I Department Divisions | Technological Analysis | History of the Department Contacts | Video I Русская версия

Copyright © 1997-2022 The State Russian Museum
Questions? Comments? Click here to send us a message...