|
Заседание Реставрационной
комиссии, где обсуждается план работ по реставрации музейного
предмета "Бюро" 1779 года. 2016 |
|
|
В
настоящее время в Отделе реставрации фанерованной мебели подходит к
концу сложная реставрация рокального бюро
XVIII
века. Предмет поступил в Русский музей в 1965 году от
частного владельца. Несколько лет назад Лариса Антоновна Обухова,
ведущий научный сотрудник отдела декоративно-прикладного искусства,
атрибутировала его как произведение мебельного мастера Иоганна Готлиба
Коля. Он создал его в Петербурге в 1779 году.
Лицевые поверхности бюро покрыты наборными изображениями. На крышке в
фигурном медальоне – вензель “МД” с амурами по бокам, на внутренней дверце –
изображение Минервы с мечом и щитом, на котором гравирована надпись: «St:
Petersburg
ben
23 Feb…
Anno
1.7.7.9. J.G.Kohl».
Бюро дошло до нас в неплохом состоянии,
учитывая его время создания. Невосполнимая утрата – частично счищенная
циклей гравировка, особенно на передней лицевой стороне. На инкрустации были
также многочисленные отслоение фанеровки, утраты мелких фрагментов,
поновительские восполнения набора разного качества. Поздний потемневший лак
на внешних поверхностях сильно искажал цвет древесины.
Главный дефект конструкции бюро - деформация
боковых стенок. Причиной являлось их несимметричная конструкция – с наружной
стороны фанеровка была, а с внутренней – нет. В результате усушки на каждой
боковине бюро изнутри образовались трещины, и части щита выгнулись дугой
наружу с изломом, разорвав снаружи инкрустацию. Эти изломы по бокам сильно
портили внешний вид этой великолепной вещи, а исправление деформации
конструкции всегда считалось непростой задачей. Кстати, изнутри была видна
попытка старой чинки – врезка поперечной шпонки “ласточкин хвост”, которая
не исправила деформацию.
Эту сложную работу было поручено выполнить ведущим
художникам-реставраторам высшей категории
Александру
Деревенскову и
Юрию
Макарову.
Для решения проблемы необходимо было
ликвидировать её причину - зафанеровать щиты изнутри, предварительно
выпрямив их увлажнением. В течение трёх суток щит изнутри увлажнялся, пока
постепенно он полностью не распрямился. На внутреннюю сторону была наклеена
дубовая фанера с таким расчётом, чтобы не мешать механизму цилиндрической
крышки. Прижимные струбцины не снимались в течение месяца. Со щитом другой
стенки были проделаны такие же операции. Три года наблюдений показали, что
операция оказалась довольно эффективной.
Поздний потемневший лак был удалён этиловым
спиртом без механической шлифовки или циклёвки. На лицевых поверхностях
обнажилась древесина экзотических пород, сильно выгоревшая со времени
последней перециклёвки. Когда дело дошло до восполнения утрат набора,
оказалось, что современная древесина той же породы совершенно не похожа на
старую. Мы решили искусственно состарить заготовки современной древесины,
продержав их в течение нескольких десятков часов под сильным
ультрафиолетовым излучением. Опыт удался, и подготовленные заготовки были
использованы по назначению.
Стереотип сознания, сложившийся в последние
десятилетия, предполагает для реставрации фанерованных поверхностей
исторической мебели преимущественно два типа отделки: шеллачная полировка
или масляный лак с расшлифовкой. На данном бюро только одна деталь –
внутренняя сторона средней дверцы, на которой стоит подпись мастера,
сохранила подлинную отделку. Как показали результаты химико-биологических
исследований, это - вощение с маслом. Такой тип покрытия было и решено
использовать для всех лицевых поверхностей. На некоторые детали (в
частности, на нижние ящички) оно уже нанесено.
Работа
продолжается...
4 апреля 2021
|