Затем, красочный
слой и грунт были несколько раз укреплены раствором осетрового клея и
отпрессованы. Были удалены все загрязнения и остатки старого побуревшего карамелизированного
клея в фактуре красочного слоя.
Авторские кромки были усилены путем
дублирования к ним реставрационных кромок из холста с предварительной заделкой мелких
прорывов. После этого, картина была натянута на новый деревянный подрамник.
Заседание Реставрационной комиссии Русского музея,
утвердившей программу реставрации,
состоялось всего полгода назад, когда в рамках
начала подготовки
художественной выставки
"Генрих Семирадский и колония русских
художников в Риме", впервые, после многолетнего хранения на
валу,
была раскатана и осмотрена
специалистами музея картина "Оргия".
Первое, что тогда открылось взору реставраторов -
сплошная заклейка
лицевой стороны плотной пожелтевшей и окислившейся от времени оберточной
бумагой, изображение сквозь которую не просматривалось. Без
удаления этой бумаги судить о
состоянии сохранности картины было просто невозможно.
Как выяснилось, заклейка была сделана в 1926 году. В архиве Русского музея хранятся два
интересных документа, раскрывающих причину этой странной операции. Первый -
"Акт
реставрационного осмотра
картины "Оргия", датированный "27 января 1926 года". Он говорит о том, что в
результате осмотра картин, находившихся на валу, было обнаружено, что на
картине "Оргия" имеются "признаки осыпания верхних слоев живописи от нижних
слоев". Специалисты отмечают, что "так как все осыпания и признаки осыпания
замечены на прежнем слое краски и все носят для сохранности картины особенно
угрожающий характер, картину необходимо в виде временной меры укрепления
проклеить осетровым клеем и заклеить бумагой".
Второй документ - "Протокол
реставрационной комиссии
Русского музея" от 30 января 1926 года,
которая принимает выполненную работу - "Укреплены угрожающие осыпанием в
нескольких местах картины куски живописи осетровым клеем. Картина заклеена
бумагой. После высыхания заклейки картину закатать на вал".
К сожалению, "временная"
заклейка красочного слоя оберточной бумагой продлилась более 90 лет.
На всей лицевой поверхности были видны полые
пузыри отставания бумаги, а исследование краев картины показало, что
бумага, к сожалению, отслаивается вместе с фрагментами верхнего красочного
слоя.
Для определения точного состояния красочного
слоя на небольшом контрольном участке живописи были выполнены пробные
удаления приклеенной бумаги. Это позволило составить представление как об
общем состоянии лицевой поверхности картины, состоянии красочного слоя,
уровне адгезии клеевого слоя, так и разработать план необходимых реставрационных
мероприятий для ее приведения в экспозиционный вид.
На основании этой предварительной работы
стало понятно, что авторская живопись многослойная и связь между этими
слоями нарушена. Особенно это касается тонкого верхнего завершающего
живописного слоя. В результате этих проблем, в период бытования картины на
ней стали появляться значительные осыпи и расслоения верхнего красочного
слоя. Для предотвращения дальнейшего процесса разрушения красочного слоя,
поверхность была сплошь заклеена бумагой. При этом,
для укрепления
красочного слоя, вместо традиционной для таких работ папиросной бумаги,
использовалась оберточная весьма низкого качества. Однако эта мера не только не решила
существующую проблему, но и усугубила ее, поскольку толстая непластичная
бумага и использование жесткого клея сильной концентрации вызвало усиление
отслоения верхнего красочного слоя, так как его сцепление с бумагой стало
сильнее, чем сцепление с нижними слоями живописи.
Таким образом, первой необходимой мерой для
обеспечения сохранности живописи стало
срочное удаление бумаги с
одновременным устранением очагов расслоения красочных слоев. Причем,
учитывая, специфический характер этой бумаги (ее значительную толщину и
хрупкость, вызванную окислением) и достаточно крепкий клей, на который была
произведена заклейка, традиционное удаление влажным способом было крайне
небезопасно для красочного слоя.
Реставраторы решили удалять ее постепенно,
послойно утоньшая
бумагу до полупрозрачного состояния. Это позволило оперативно выявлять
наличие отслоений красочного слоя на каждом конкретном участке и выбирать
подходящий способ дальнейшей работы по укреплению живописи и удалению
остатков бумаги.
Только после этого, были удалены затеки и сгустки старого побуревшего карамелизированного клея в фактуре
красочного слоя, так как они создавали активное поверхностное натяжение и провоцировали дальнейшие процессы расслоения красочного слоя, а также
искажали авторское цветовое решение.
Затем, было проведено полное
укрепление красочного слоя с глубинной пропиткой, дублированы новые кромки
из холста и картина натянута на новый подрамник.
В начале октября 2017 года планируется
провести заседание Реставрационной комиссии, которая должна утвердить план
второго этапа -
живописной реставрации.
Мы обязательно расскажем Вам об этом в самое
ближайшее время.
Сентябрь 2017 года
Работа продолжается...
|