Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Завершился первый этап реставрации картины В.А. Котарбинского "Оргия"

Реставрация картины В.А. Котарбинского "Оргия" в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Художник-реставратор Марат Дашкин удаляет остатки папиросной бумаги после укрепления красочного слоя. 2017

15 сентября 2017 года завершился первый этап реставрации картины Вильгельма Александровича Котарбинского (1848-1921) «Оргия» (Ж-5737, размер 300 х 500 см).

Группа реставраторов в составе Марата Дашкина (руководитель проекта), Наталии Романовой и Марии Солдатенковой в течение шести месяцев провела техническую реставрацию картины.

Прежде всего, с особой осторожностью с лицевой поверхности была удалена оберточная бумага, которой в 1926 году реставраторы Русского музея заклеили красочный слой. 

Лучшие работы Отдела реставрации масляной живописи:

 К.П. Брюллов "Последний день Помпеи"...>

 И.Лампи Старший "Портрет императрицы Екатерины II"...>

 Д. Доу "Портрет великого князя Михаила Павловича"...>

 В.А. Котарбинский "Оргия"...>

 М.В. Нестеров "Святая Русь...>

 Живописные плафоны и медальоны из Летнего дворца Петра I...>

 Г.К. Гроот "Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны"...>

  Д.Г. Левицкий Серия картин "Смолянки"...>

 Г.И. Угрюмов "Архистратиг Михаил"...>

 Г.К. Гроот "Портрет великого князя Петра Федоровича...>

 В.А. Голике "Портрет императора Николая I"...>

 И.И. Бельский "Взятие Богоматери на небо...>
 

Реставрация картины Котарбинского "Оргия" в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Марат Дашкин удаляет остатки папиросной бумаги после укрепления красочного слоя. 2017

Затем, красочный слой и грунт были несколько раз укреплены раствором осетрового клея и отпрессованы. Были удалены все загрязнения и остатки старого побуревшего карамелизированного клея в фактуре красочного слоя. Авторские кромки были усилены путем дублирования к ним реставрационных кромок из холста с предварительной заделкой мелких прорывов. После этого, картина была натянута на новый деревянный подрамник.

Заседание Реставрационной комиссии Русского музея, утвердившей программу реставрации, состоялось всего полгода назад, когда в рамках начала подготовки художественной выставки "Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме",  впервые, после многолетнего хранения на валу, была раскатана и осмотрена специалистами музея картина "Оргия".

Первое, что тогда открылось взору реставраторов - сплошная заклейка лицевой стороны плотной пожелтевшей и окислившейся от времени оберточной бумагой, изображение сквозь которую не просматривалось. Без удаления этой бумаги судить о состоянии сохранности картины было просто невозможно.

Как выяснилось, заклейка была сделана в 1926 году. В архиве Русского музея хранятся два интересных документа, раскрывающих причину этой странной операции. Первый - "Акт реставрационного осмотра картины "Оргия", датированный "27 января 1926 года". Он говорит о том, что в результате осмотра картин, находившихся на валу, было обнаружено, что на картине "Оргия" имеются "признаки осыпания верхних слоев живописи от нижних слоев". Специалисты отмечают, что "так как все осыпания и признаки осыпания замечены на прежнем слое краски и все носят для сохранности картины особенно угрожающий характер, картину необходимо в виде временной меры укрепления проклеить осетровым клеем и заклеить бумагой".

Второй документ - "Протокол реставрационной комиссии Русского музея" от 30 января 1926 года, которая принимает выполненную работу - "Укреплены угрожающие осыпанием в нескольких местах картины куски живописи осетровым клеем. Картина заклеена бумагой. После высыхания заклейки картину закатать на вал".

К сожалению, "временная" заклейка красочного слоя оберточной бумагой продлилась более 90 лет.

На всей лицевой поверхности были видны полые пузыри отставания бумаги, а исследование краев картины показало, что бумага, к сожалению, отслаивается вместе с фрагментами верхнего красочного слоя.

Для определения точного состояния красочного слоя на небольшом контрольном участке живописи были выполнены пробные удаления приклеенной бумаги. Это позволило составить представление как об общем состоянии лицевой поверхности картины, состоянии красочного слоя, уровне адгезии клеевого слоя, так и разработать план необходимых реставрационных мероприятий для ее приведения в экспозиционный вид.

На основании этой предварительной работы стало понятно, что авторская живопись многослойная и связь между этими слоями нарушена. Особенно это касается тонкого верхнего завершающего живописного слоя. В результате этих проблем, в период бытования картины на ней стали появляться значительные осыпи и расслоения верхнего красочного слоя. Для предотвращения дальнейшего процесса разрушения красочного слоя, поверхность была сплошь заклеена бумагой. При этом,  для укрепления красочного слоя, вместо традиционной для таких работ папиросной бумаги, использовалась оберточная весьма низкого качества. Однако эта мера не только не решила существующую проблему, но и усугубила ее, поскольку толстая непластичная бумага и использование жесткого клея сильной концентрации вызвало усиление отслоения верхнего красочного слоя, так как его сцепление с бумагой стало сильнее, чем сцепление с нижними слоями живописи.

Таким образом, первой необходимой мерой для обеспечения сохранности живописи стало срочное удаление бумаги с одновременным устранением очагов расслоения красочных слоев. Причем, учитывая, специфический характер этой бумаги (ее значительную толщину и хрупкость, вызванную окислением) и достаточно крепкий клей, на который была произведена заклейка, традиционное удаление влажным способом было крайне небезопасно для красочного слоя.

Реставраторы решили удалять ее постепенно, послойно утоньшая бумагу  до полупрозрачного состояния. Это позволило оперативно выявлять наличие отслоений красочного слоя на каждом конкретном участке и выбирать подходящий способ дальнейшей работы по укреплению живописи и удалению остатков бумаги. 

Только после этого, были удалены затеки и сгустки старого побуревшего карамелизированного клея в фактуре красочного слоя, так как они создавали активное поверхностное натяжение и  провоцировали дальнейшие процессы расслоения красочного слоя, а также искажали авторское цветовое решение. 

Затем, было проведено полное укрепление красочного слоя с глубинной пропиткой, дублированы новые кромки из холста и картина натянута на новый подрамник.

В начале октября 2017 года планируется провести заседание Реставрационной комиссии, которая должна утвердить план второго этапа - живописной реставрации.

Мы обязательно расскажем Вам об этом в самое ближайшее время.

Сентябрь 2017 года

Работа продолжается...

 

Реставрация картины Котарбинского "Оргия" в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

После удаления с лицевой стороны оберточной бумаги, приклеенной в 1926 году, отрылись многочисленные участки утрат и расслоений красочного слоя.  2017

Реставрация картины Котарбинского "Оргия" в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

После удаления с лицевой стороны оберточной бумаги, приклеенной в 1926 году отрылись многочисленные участки утрат и расслоений красочного слоя.  2017

Реставрация картины Котарбинского "Оргия" в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Здесь хорошо видно, что бумажная заклейка 1926 года была нанесена не только на участки расслоений и приподнятостей красочного слоя, но и на уже утраченные фрагменты. 2017 

Реставрация картины Котарбинского "Оргия" в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Художники- реставраторы живописи удаляют бумажную заклейку, нанесенную в 1926 году. Слева направо: Мария Гелерт(Солдатенкова) и Наталия Романова. 2017 

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта