Ведущий
художник-реставратор
высшей категории отдела реставрации станковой масляной живописи
Краткая биографическая справка
|
Ольга Юрьевна Клёнова.
2015 г. |
|
В 1974 году окончила
Ленинградскую городскую детскую художественную
школу. В этом же году поступила в
Ленинградское художественное училище им.
В.А. Серова на реставрационное отделение, которое окончила "с отличием" в
1978 году, получив специальность «художник-реставратор станковой масляной живописи».
С сентября 1981 года -
по настоящее время работает в Русском музее
в мастерской реставрации масляной живописи
на должности ведущего художника-реставратора.
В 1991
году - одна из первых прошла стажировку в
Институте реставрации им.
Гамильтона Керра Кембриджского университета (Великобритания), в рамках
программы по обмену опытом между реставраторами двух стран.
В 1987 году за "большой
вклад в сохранение отечественного культурного наследия"
О.Ю. Клёнова
в составе группы реставраторов Русского музея была удостоена звания
"Лауреат премии Ленинского комсомола в области литературы и искусства".
В 1988 году
решением Комиссии по аттестации реставраторов Министерства культуры
СССР
была присвоена квалификация художника-реставратора второй
категории по станковой масляной
живописи.
О.Ю. Клёнова – автор
новых уникальных реставрационных методик по укреплению многослойной
энкаустической живописи, удалению синтетических лаковых покрытий с
поверхности масляной живописи, удаление укрепительных материалов с живописи
на картинах с легкими эмульсионными грунтами, укреплению масляной живописи
на стекле и др.
Глубокое изучение на
протяжении многих лет техники живописи К.С. Малевича позволило ей принять
участие и выступить с докладом на Международном научно-реставрационном
семинаре, посвященном творчеству Казимира Малевича в Нью-Йорке (США) в 1991
году.
В ряду
отреставрированных О.Ю. Кленовой картин, такие шедевры отечественной
живописи как, О.А. Кипренский
«Портрет Князя Г. Гагарина ребенком», В.Л. Боровиковский
«Павел I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена» и
«Портрет вице-канцлера А.Б. Куракина», Д.Г. Левицкий
«Портрет А.П. Левшиной» из знаменитой серии художника «Смолянки»
(Ж-4988, размеры: 213 х 140,5 см),
В. Кандинский
Серия
из четырех картин на стеклах и Н.К. Калмаков
«Женщина со змеями».
Приобретенный и
накопленный опыт и знания О.Ю. Кленова легко суммирует в тематических
статьях и докладах. Среди ее опубликованных статей особенно хочется выделить
такие, как: «Особенности творческого метода Казимира Малевича, выявленные в
процессе реставрации» (1991 г.); «О живописи и реставрации» (1996 г.);
«Реставрация картин из Лаврецовской коллекции в Государственном Русском
музее» (1998 г.); «Особенности реставрации картин В. Кандинского на
стеклянных основах» (2001 г.); «Реставрация энкаустической картины Н.
Калмакова «Женщина со змеями»» (2001 г.); «Сложный путь к простому» о
художественно-технологических приемах Казимира Малевича в период
супрематизма (2002 г.); «Реставрация семи портретов из серии «Смолянки» Д.Г.
Левицкого в Русском музее» (2007), "Об открытии новаторского художественного приема
Левицкого в станковой живописи и суммарном анализе реставрационных работ,
вернувших произведениям первоначальное великолепие" (2010 г.).
В 2004 году награждена
медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга".
В 2006
году за большой вклад в сохранение культурного наследия России была
удостоена ведомственной награды "Почетная грамота Министерства культуры
РФ".
Ведущий
художник-реставратор Русского музея О.Ю. Клёнова в 2015 году была
еще раз аттестована на высшую категорию уже
новой государственной комиссией
по аттестации реставраторов Министерства
культуры Российской Федерации.
В 2009 году
выполнила сложную реставрацию двух картин В.Л. Боровиковского "Портрет
князя А.Б. Куракина", 1799 (Ж-5013) и "Портрет Павла I
в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена", 1800 (Ж-5015).
В 2010 году
завершила сложную реставрацию уникальной картины Д.Г. Левицкого
«Портрет А.П. Левшиной» из
знаменитой серии художника «Смолянки»
1775, (Ж-4988, размеры: 213 х 140,5 см).
С 2013 года -
по настоящее время является членом
рабочей секции станковой масляной живописи Аттестационной комиссии Министерства культуры Российской Федерации по проведению аттестации
специалистов в области сохранения культурного
наследия <..>, в области
реставрации.
В 2015 году за большой вклад
в сохранение культурного наследия России"
была удостоена ведомственной
награды - "Благодарность министра культуры Российской федерации".
В 2016 году принимала
активное участие в реставрации уникальных живописных плафонов
XVIII века из Летнего дворца Петра
I в Петербурге.
Выполнила полную
реставрацию плафона
неизвестного художника начала XVIII века "Триумф Петра I"
(ЛД-50) и живописного медальона неизвестного художника начала XVIII века
"Аллегория Азии" (ЛД-177).
В 2016 году выполнила
реставрацию
ряда
портретов из собрания Русского музея. Среди наиболее сложных работ
- полное раскрытие авторской живописи на уникальной картине Георга Христофора Гроота
(1716-1749) "Портрет великой
княгини Екатерины Алексеевна с веером в руке, будущей
императрицы Екатерины Великой". 1740-е.
(Ж-5346).
В 2018 году
награждена
почетным знаком II степени Правительства
Санкт-Петербурга "Почетный реставратор Санкт-Петербурга" и премией
Правительства Санкт-Петербурга "За вклад в развитие реставрационной отрасти
в Санкт-Петербурге".
В 2018 году выполнила реставрацию картины И.И. Машкова "Дама
с контрабасом" 1915 (Ж-10122), в 2019 году - сложную
реставрацию
портрета графа А.М. Дмитриева-Мамонова (1787 г.) художника М.
Шибанова.
В 2019 году
совместно с
художниками-реставраторами
М.Р. Дашкиным и
Н.Е. Романовой
выполнила сложную реставрацию картины
М.Ю.
Нестерова "Святая Русь".
Редакцией газеты
"The Art Newspaper Russia" реставрация этой работы была
номинирована на премию за 2019 год в разделе "Реставрация года" (Long
List).
В 2022-2023 годах
совместно с
художником-реставраторами
М.Р. Дашкиным
выполнила сложную реставрацию картины
Маковского К.Е (1839-1915) «Народное
гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» 1869,
холст, масло, 215 х 321 см., инв.
№ Ж-4396.
В
2023-2024 годах участвовала в проекте по реставрации музейных предметов из
Таганрогского
художественного музея, пострадавших от взрыва ракеты.
В 2024 году руководит
работами и активно участвует в сложной
реставрации
картины Карла Брюллова "Последний
день Помпеи"
совместно с
художниками-реставраторами
М.Р. Дашкиным,
Н.В. Данюком.
А.А. Купцовым и
А.Л.
Макаровым . |