Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Реставрация плафона "Триумф Екатерины I" из Летнего дворца Петра I в 2015-2016 годах

Общий вид до и после реставрации

Живописный потолочный плафон, написанный швейцарским художником Георгом Гзеллем (1673-1740) в начале XVIII века «Триумф Екатерины I», (холст, масло, 304 х 410 см. инв. No. ЛД-328) располагался в Летнем дворце Петра I.

За почти трехсотлетний период экспонирования - много раз реставрировался. В очередной раз он был передан на реставрацию в 2015 году в соответствии с государственным контрактом на проведение работ по реконструкции и реставрации Летнего дворца. Состояние сохранности до начала реставрационных работ:

Тыльная сторона:

Картина была дублирована на реставрационный холст.  Он - сшивной, состоит из четырех кусков с тремя горизонтальными швами.

 История всех реставраций  живописных плафонов Летнего дворца Петра I...>>>

  О реставрации живописных плафонов и медальонов Летнего дворца Петра I в 2015-2016 годах...>

 "Триумф Екатерины (ЛД-328)...>

 "Триумф Петра I (ЛД-50)...>

 "Триумф России" (ЛД-1)...>

 "Торжество Морфея (ЛД-32)...>

 "Прославление деяний Петра I (ЛД-174)...>

 "Мир и спокойствие (ЛД-290)...>

 "Триумф Минервы" (ЛД-13)...>

 "Похищение Европы (ЛД-178)...>

 "Аллегория Африки (ЛД-176)...>

 "Аллегория Америки (ЛД-175)...>

 "Аллегория Азии (ЛД-177)...>

 "Амур, несущий латы (ЛД-14)...>

 "Амур, несущий ликторские связки (ЛД-15)...>

 "Амур, несущий щит (ЛД-16)...>

 "Амур, несущий шлем, украшенный перьями (ЛД-17)...>

Реставрация живописного плафона Георга Гзелля «Триумф Екатерины I» из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

 Общий вид до реставрации. Видны многочисленные тонировки, изменившиеся в цвете. 2015

Полотняный, мелкозернистый. По периметру 33 сквозных отверстия диаметром до 1 см (места крепления плафона  к потолку).

Общее поверхностное загрязнение, затеки и разводы в верхней правой четверти.

В средней части многочисленные участки с  сохранившимся толстым слоем клея, предположительно животного происхождения,  оставшиеся от полос холста, фиксировавших  полотно к крестовине подрамника. По краям этих участков жесткая деформация основы. На дублировочный холст подведены дублировочные кромки шириной 15 см. Авторские кромки ветхие, узкие, с многочисленными утратами холста и старыми гвоздевыми отверстиями.

В результате проведенных химико-биологических исследований тыльной поверхности холста не было обнаружено микромицетов.

Лицевая сторона:

Авторский холст сшивной, на лицевой стороне просматриваются два горизонтальных шва. По краям технологических отверстий крепления к потолку красочный слой и грунт частично утрачен до 2 см.

По всей поверхности локальные деформации по местам крепления тыльной стороны к подрамнику. Имеются отдельные участки шелушения красочного слоя, отслоения и утраты красочного слоя, в основном по краям.

По всей поверхности многочисленные разновременные записи, а также реставрационные тонировки, изменившиеся в цвете. Часть тонировок сделана без подведения реставрационного грунта.

Лак потемневший, желтый, многослойный. Имеются следы глубинных разложений в виде белесых пятен. Общее поверхностное загрязнение.

Исследование лицевой стороны в свете УФ излучения показало большое количество разновременных записей,  многие из которых имеют линейную форму и вероятно расположены по следам старых изломов. Лак плотный, многослойный, имеет активное свечение. Часть записей лежит под лаком.

Исследование показало, что плафон  неоднократно подвергался реставрации, как технической,  так и живописной. Дублирование было проведено качественно,  очагов раздублировки холстов не обнаружено. Связь красочного слоя с грунтом и основой  неудовлетворительная. Имеются участки расслоений и осыпей. На лицевой стороне имеются многочисленные записи и тонировки,  под которыми просматриваются значительные потертости авторского красочного слоя. лак потемневший и прожухший, на отдельных участках имеется глубинное разложение лака в виде белесых пятен.

После всестороннего исследования в отделе технологических исследований и в секторе химико-биологических исследований было произведено обеспыливание лицевой и тыльной сторон.

После этого было проведено удаление с тыльной стороны остатков клея в местах крепления к подрамнику. Участок увлажнялся марлевым тампоном и после набухания клея механически удалялся скальпелем. После полной очистки холста участок проглаживался теплым утюжком через фильтровальную бумагу для устранения деформаций  и запрессовывался. 

Была выполнена профилактическая обработка тыльной стороны холста  антисептиком.  

Затем, проведено местное укрепление красочного слоя в местах расслоений красочного слоя, а также на участках деформаций основы. Лицевая поверхность была промыта от поверхностных загрязнений и плафон был натянут на подрамник.

Живописная реставрация включала в себя , прежде всего, пробное удаление старого лака и записей на контрольном участке с целью подбора рабочего состава и отработки методики.  После этого, было выполнено утоньшение лака и удаление записей по всей поверхности по утвержденной методике. После удаления записей на отдельных участках обнажились старые реставрационные мастиковки двух типов – белые меловые и более ранние светло-коричневые.  Многие мастиковки лежали не в едином уровене с поверхностью авторской живописи и отличались по фактуре. На отдельных участках старые реставрационные тонировки были без подведения грунта.

После удаления всех записей сделано общее выравнивание нижних слоев лака по всей поверхности, после чего были выполнены реставрационные мастиковки в местах утрат красочного слоя.

Лаковая поверхность была регенерирована по методу Петтенкофера и покрыта слоем нового лака. После этого все утраты красочного слоя были тонированы масляными красками "TALENS". После высыхания, картина была притерта слоем даммарного лака с пиненом.

Реставрация живописного плафона Георга Гзелля «Триумф Екатерины I» из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Снимок в свете УФ излучения. Видны неравномерные слои покровного лака и многочисленные разновременные записи. 2015

Реставрация живописного плафона Георга Гзелля «Триумф Екатерины I» из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Общий вид в процессе раскрытия авторской живописи от темного лака и старых поновлений. 2016

Реставрация живописного плафона Георга Гзелля «Триумф Екатерины I» из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Фрагмент в процессе раскрытия авторской живописи от многочисленных поновлений и слоев темного лака. 2016

Реставрация живописного плафона Георга Гзелля «Триумф Екатерины I» из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Фрагмент в процессе раскрытия авторской живописи от многочисленных поновлений и слоев темного лака. 2016

Реставрация живописного плафона Георга Гзелля «Триумф Екатерины I» из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Общий вид после реставрации. 2016

 

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта