Заведующий сектором реставрации древнерусской живописи с 1983 по 1999 гг.

Краткая биографическая справка

 

Сергей Иванович Голубев (1947—2008) — реставратор высшей квалификации Русского музея, заслуженный работник культуры РФ, член Комиссии по аттестации реставраторов Министерства культуры РФ, член Союза художников РФ

Сергей Иванович Голубев. 1990-е

Родился 8 июня 1947 года.

В 1968 году поступил на работу в Русский музей.

С 1972 года - художник-реставратор сектора реставрации древнерусской живописи Отдела реставрации Русского музея.

Окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, кафедру теории и истории искусства.

В 1977 году провел особо сложное укрепление уникальной иконы, принадлежащей кругу Андрея Рублева «Богоматерь Умиление Владимирская» из собрания В. А. Прохорова, доска которой была основательно разрушена жуком-точильщиком. Позже выполнил раскрытие авторской живописи на этой работе, освободив ее от грубых поздних записей.

С середины 1970х годов начинает активно использовать в работе данные технологических исследований произведений - рентгенографирование, съемка в инфракрасном спектре излучения, макросъемка с микроскопа.

Во второй половине 1970х годов основным методом работы при раскрытии авторской живописи на произведениях древнерусской живописи становится для него работа под микроскопом микроинструментами без использования растворителей и компрессов.

С 1983 по 1999 гг. - заведующий сектором реставрации древнерусской живописи.

С конца 1980-х гг., параллельно с работой в Русском музее, преподает иконопись в Санкт-Петербургской Православной Духовной академии.

С 1999 по 2008 годы - ведущий художник-реставратор сектора реставрации древнерусской живописи Русского музея.

Выполнил технологическое исследование и реставрацию таких шедевров древнерусского искусства, как «Богоматерь на престоле со святыми Николаем и апостолом Климентом» (ок. 1276 г.) , «Богоматерь Одигитрия (Торопецкая)» (первая половина XIV в.), «Святой Николай, с житием» из с. Виделебье. 

Главной и особенно трудоемкой работой стало раскрытие одного из наиболее значительного памятника древнерусского искусства – иконы «Борис и Глеб» из собрания Н. П. Лихачева (середина XIV в.). Реставрация проводилась под контролем специальной комиссии Министерства культуры РФ, сопровождалась обширными технологическими исследованиями и подробной фотодокументацией, фиксирующей поэтапно весь процесс работы. Общий объем иллюстративного материала составил более двухсот черно-белых и почти столько же цветных фотоснимков. Были выполнены схемы утрат авторской живописи и схемы-реконструкции отдельных фрагментов с привлечением аналогий. На протяжении восьми лет (1979–1987) раскрытие велось предельно осторожно, с сохранением позднейших прописок на всех участках утрат первоначальной живописи. В результате напряженного труда удалось выявить сложную, тонко нюансированную пластическую разработку форм первоначальной живописи с обилием драгоценной орнаментики, практически скрытые прежде под слоями обширных загрязнений и «антикварного» поновления начала ХХ века.

Столь же объемной стала и реставрация иконы «Богоматерь на престоле со святыми Николаем и апостолом Климентом». На отдельных участках здесь было обнаружено до восьми слоев позднейших записей с повышенной жесткостью. Требовалось идентифицировать те записи, состав пигментов которых был практически аналогичен авторскому. Раскрытие осложнялось еще одной проблемой: наличием в первоначальной живописи желтого лака, проложенного по грунту. Он кололся при малейшем усилии и не допускал использования растворителей. Поэтому расчистка производилась практически «всухую», с минимальным использованием растворителя, а также исключительно под микроскопом. В итоге была раскрыта авторская живопись, словно «подсвеченная» желтым лаком, особенно хорошо сохранившаяся на ликах Богоматери и Младенца Христа.

Работы, отреставрированные С.И. Голубевым, участвовали в таких выставках Русского музея, как «Дионисий и искусство Москвы XV–XVI столетий» (1976); «Русская живопись XVII–XVIII веков» (1977); «Выставка работ Отдела реставрации Государственного Русского музея» (1977); «Выставка новых поступлений» (1978); «Выставка одного памятника. Икона “Борис и Глеб” в собрании Государственного Русского музея. Исследования. Реставрация» (1987); «Искусство строгановских мастеров» (1987); «Побеждая время… Реставрация в Русском музее» (1998), «Религиозный Петербург» (2004).

Решением Комиссии по аттестации реставраторов Министерства культуры СССР была присвоена квалификация художника-реставратора высшей категории по станковой древнерусской живописи.

Заслуженный работник культуры РФ, член рабочей группы Государственной Комиссии по аттестации реставраторов Министерства культуры РФ, член Союза художников РФ.

Умер в Санкт-Петербурге 23 марта 2008 года.

 

   БАЗА ДАННЫХ: "Все реставраторы Русского музея"...

Дополнительные материалы:

  О новой книге, посвященной Сергею Ивановичу ГОЛУБЕВУ, реставратору древнерусской живописи Русского музея...

 

 

Copyright © 1997-2016 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...