В
Русском музее хранится более двух тысяч экспонатов художественной мебели
начала XVIII-XX веков. После революционных событий 1917 года коллекция
мебели музея стала стремительно увеличиваться за счет национализации частных собраний.
В
начале 1970-х годов в мастерской начинается разработка основных методов
реставрации художественной фанерованной мебели. Начинали эти работы
реставраторы А.К. Федоров и
Л.С. Костюченко. Безусловное знание чисто
практических навыков по работе с мебелью и высокий профессионализм помогли
на протяжении ряда лет выработать основные принципы реставрации мебели.
Реставратор должен обладать исчерпывающими знаниями о материальной природе
памятника, технологии его изготовления, тонко чувствовать стиль эпохи; любое
реставрационное вмешательство должно быть безупречно обосновано; вносимые
добавления и изменения должны быть минимальными, но гарантирующими
сохранность экспоната; должны быть исключены все привнесения, ставящие под
сомнение подлинность экспоната. Соблюдение этих основных (общих) принципов
требует высокого уровня реставрационной квалификации. Все реставрационные
работы проходят под контролем Реставрационного совета музея, в состав
которого входят ведущие специалисты по декоративно-прикладному искусству.
Повышая свой профессиональный уровень, реставраторы мастерской неоднократно
проходили стажировки в крупнейших реставрационных организациях России и за
рубежом (США, Голландия и Финляндия). Помимо собственно реставрационных
работ, сотрудники мастерской уделяют большое внимания изучению теоретическим
аспектам исследования и реставрации мебели. Результатом этой работы явился
ряд публикаций - доклад
Ю. Н. Макарова на реставрационной научной
конференции в Дрездене (Германия) в 1985 году "О реставрации лакового слоя
на произведениях фанерованной мебели XIX века из
коллекции Русского музея", публикация
И.М. Мукина в научном журнале
Международного института реставрации (Италия, Флоренция), посвященная
реставрации псише, исполненного по авторским рисункам К.И. Росси из собрания
Русского музея.