В
Русском музее хранится более двух тысяч экспонатов художественной мебели
начала XVIII-XX веков. После революционных событий 1917 года коллекция
мебели музея стала стремительно увеличиваться за счет национализации частных собраний.
В
начале 1970-х годов в мастерской начинается разработка основных методов
реставрации художественной фанерованной мебели. Начинали эти работы
реставраторы А.К. Федоров и
Л.С. Костюченко. Безусловное знание чисто
практических навыков по работе с мебелью и высокий профессионализм помогли
на протяжении ряда лет выработать основные принципы реставрации мебели.
Реставратор должен обладать исчерпывающими знаниями о материальной природе
памятника, технологии его изготовления, тонко чувствовать стиль эпохи; любое
реставрационное вмешательство должно быть безупречно обосновано; вносимые
добавления и изменения должны быть минимальными, но гарантирующими
сохранность экспоната; должны быть исключены все привнесения, ставящие под
сомнение подлинность экспоната. Соблюдение этих основных (общих) принципов
требует высокого уровня реставрационной квалификации. Все реставрационные
работы проходят под контролем Реставрационного совета музея, в состав
которого входят ведущие специалисты по декоративно-прикладному искусству.
Повышая свой профессиональный уровень, реставраторы мастерской неоднократно
проходили стажировки в крупнейших реставрационных организациях России и за
рубежом (США, Голландия и Финляндия). Помимо собственно реставрационных
работ, сотрудники мастерской уделяют большое внимания изучению теоретическим
аспектам исследования и реставрации мебели. Результатом этой работы явился
ряд публикаций - доклад
Ю. Н. Макарова на реставрационной научной
конференции в Дрездене (Германия) в 1985 году "О реставрации лакового слоя
на произведениях фанерованной мебели XIX века из
коллекции Русского музея", публикация
И.М. Мукина в научном журнале
Международного института реставрации (Италия, Флоренция), посвященная
реставрации псише, исполненного по авторским рисункам К.И. Росси из собрания
Русского музея.
Качественный уровень реставрации за последние годы значительно вырос. Это не
удивительно, так как любая реставрация в наши дни начинается с досконального
изучения технико-технологических особенностей создания памятника, изучения
его бытования. Как правило, в процессе работы используются обратимые клеи.
Бережно сохраняется материальная основа оригинала. Полностью исключается
перефанеровка. При необходимости, в случае отставания фанеровки от основы,
она осторожно снимается, основа расчищается от старого задубевшего клея, а
затем снятый элемент ставится на место. Авторское
лаковое покрытие не
удаляется - оно регенерируется и утоньшается. По окончании реставрации
применяется шеллачная политура, пчелиный воск. Основное внимание обращается
на стабилизацию пострадавших конструктивных элементов памятника - ножек,
подлокотников, спинок. В реставрационной практике мастерской имеются случаи,
когда приходится восстанавливать утраченные элементы, к примеру, - резьбу.
Обычно доделки выполняются из мягкого дерева - липы, по соответствующим
сохранившимся деталям. (Иногда по аналогии - предметы мебели, графика,
фотографии). Тонировки делаются таким образом, чтобы привнесенное при
реставрации, не разрушая цельности, можно было бы выявить. Тот же подход
используется при работе с утраченными золочеными элементами декора.
Реставраторы мастерской тщательно наблюдают за состоянием сохранности
экспонатов в фондах и на экспозиции. Повседневная кропотливая работа
реставраторов мебели дала неплохие результаты - собрание художественной
мебели Русского музея ведет себя стабильно, его сохранность не вызывает
тревог.