Лого - Отдел реставрации Русского музея

Новости | Реставрация | Мастерские | Исследования | История | Контакты | Видео

Реставрация шитой иконы "Богоматерь "Взыграние младенца" XVI века

Реставрация шитой иконы "Богоматерь Умиление" XVI века в отделе реставрации музейных ценностей Русского музея. Мастерская реставрации тканей. Реставратор высшей категории Зинаида Сильнова. 2015 год

Шитая икона "Богоматерь "Взыграние младенца" XVI века до реставрации. 2015 г.

Лучшие реставрационные работы года:

2016...>
2015...>
2014...>
2013...>
2012...>
2011...>

Реставрация шедевров:

Картина "Последний день Помпеи" Карла Брюллова ...>

Серия картин "Смолянки" Дмитрия Левицкого...>

Икона XIV века "Борис и Глеб"...>

Реставрация тихвинских икон XVI века...>

Реставрация Амвона 1533 г. из Новгородского Софийского собора...>

Реставрация картины Г.И. Угрюмова "Архистратиг Михаил...>

Реставрация скульптуры Летнего сада...>

Реставрационные мастерские и сектора:

 Масляная живопись...>

 Древнерусская живопись...>

 Живопись смешанных техник...>

 Графика...>

 Резные иконы и деревянная скульптура...>

 Ткани...>

 Керамика и стекло...>

 Золоченая резьба...>

 Гипсовая и каменная скульптура...>

 Картинные рамы...>

 Фанерованная мебель...>

 Художественные изделия из металла...>

 Современные арт-объекты...>

 Сектор химико-биологических исследований...>

  Сектор координации реставрационной деятельности...>

 Сектор теории и истории музейной реставрации...>

Что нового в отделе?...>

Выставка о реставрации экспонатов в Русском музее...>

Шитая икона «Богоматерь «Взыграние младенца» (инв. No. ДРТ-43), созданная русскими мастерами в XVI веке, представляет собой погрудное изображение Богоматери, принимающей к себе двумя руками младенца Христа, который касается правой рукой ее лица, в левой держит свиток. Шитье золотными и серебряными нитями «в прикреп», шелками «в раскол». Лики шиты песочным шелком «в раскол» по форме без теней

Изображение Богоматери вышито по малиновой шелковой ткани. Фон сохранился только под вышивкой. Икона была обрезана по контуру вышивки.

Сведений о поступлении памятника в Русский музей не обнаружено, однако в научном архиве Отдела древнерусского искусства сохранились документы о реставрации этой иконы. Из них следует, что еще в 1925 году реставратором М.И.Покровской были укреплены обтрепанные нити контура вышивки иглой и шелковой нитью, укреплены отстающие серебряные нити вышивки грубыми стежками шелковой нитью красного цвета (архив ОДПИ, д. 8., л.6, пр.18).

Следующее упоминание о памятнике относится к 1929 году. В нем говорится, что реставратор А.Н.Суворина готовила экспонат к экспонированию на временной художественной выставке - икона была переложена на новый фон – тонированный шелковый газ, утрата на нимбе восполнена грубым серебряным шнурком, нашитым рядами на холст (архив ОДПИ, д.8, л. 81-81 об., пр.23).

Реставратор тканей Зинаида Сильнова за реставрацией шитой иконы "Богоматерь Умиление" XVI века. Отдел реставрации музейных ценностей Русского музея. 2015 год

Ведущий реставратор Зинаида Сильнова в процессе работы над шитой иконой "Богоматерь "Взыграние младенца", XVI века. 2015 г.

В 2015 году при проведении планового реставрационного осмотра экспонатов из фонда хранения Отдела древнерусского искусства, реставратором было обнаружено, что шелковые нити на иконе стали очень ветхие, серебряные нити потемнели, местами поломались и имеют отдельные утраты. По всей поверхности - пятна воска,  нити "прикрепы" ослабли, имеют утраты, шелковый газ загрязнен, деформирован и выцвел. Грубая вставка, сделанная в 1920-х годах, резко отличается от подлинной золотной вышивки на изображении нимба Богоматери, что мешает целостному художественному восприятию памятника. На тыльной стороне на холсте видны остатки старого клея, имеется бумажная наклейка со старым номером «1435», другой старый номер «4» пришит к шелковому газу.

На заседании Реставрационной комиссии Русского музея было решено провести реставрацию. Эта работа была поручена реставратору тканей Зинаиде Михайловне Сильновой.

Прежде всего были проведены необходимые исследования в Секторе химико-биологических исследований Русского музея. Были подробно изучены золотные и шелковые нити, а также состав и связующее клея. В результате выяснилось, что образец золотной нити вышивки одежды и венцов представляет собой серебряную полоску, которая с лицевой стороны позолочена, а с внутренней стороны покрыта лаком желтого цвета. В состав лака входят спирторастворимая природная смола и масло. На поверхности металлизированных нитей имеются общие загрязнения и воск. Клей состоит из клейковины цельного зерна или из смеси мучного и животного клея. В результате микрохимических исследований установлено, что образец волокна фона вышивки представляет собой шелковые волокна розового цвета, окрашенные краплаком.

На заседании Реставрационной комиссии был принят следующий план реставрации -  демонтаж иконы с шелкового газа, демонтаж реставрационной вставки, очистка памятника с 2-х сторон, восполнение нити прикрепы, монтаж памятника на новый фон и монтаж нового подклада.

Загрязнения серебряных нитей с лицевой стороны и клея с тыльной стороны удалялись механически специальным шпателем, а затем специальным реставрационным микропылесосом с мягкой насадкой через плотный газ, натянутый на рамку. Так как серебряные нити вышивки покрыты спирторастворимым лаком, их очистка проводилась специальным растворителем. Общая очистка заключалась в тампонировании пеной 1% водного раствора моющего средства, отжатой натуральной губкой, промывка проводилась дистиллированной водой отжатой натуральной губкой. Сушился экспонат фильтровальной бумагой, в мягком прессе (под сукном) через слои х/б ткани.

Для нового фона и подклада были подобраны и затонированы образцы ткани, которые были представлены и утверждены на промежуточном заседании Реставрационной комиссии. Для нового фона был подобран шелк "туаль", который был окрашен натуральным красителем "марена" с протравами (калий двухромовокислый), для подклада подобран более плотный шелк – "чесуча", аналогично окрашенный. Для внутренней подложки под фон вышивки выбран мелкозернистый льняной бельгийский холст. Все детали экспоната смонтированы шелковой нитью иглой вручную.

После реставрации и представления на Реставрационной комиссии Русского музея, экспонат был передан в Отдел древнерусского прикладного искусства на постоянное хранение.
 

 

 

КРАТКИЙ ФОТООТЧЕТ
о процессе реставрации

.

Общий вид лицевой стороны до реставрации.

 

Что нового в отделе? | Реставрационные мастерские и сектора I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История отдела | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта