2008   2009   2010   2011  

2012

2013   2014   2015   2016 

 

В 2012 году в Отделе реставрации музейных ценностей Русского музея проведена реставрация 4479 экспонатов, из них 244 относятся к категории "сложной реставрации". На этой странице представлены лишь самые интересные в реставрационном плане работы...(Читать дальше...)

ИКОНА АПОСТОЛ ПАВЕЛ.  Около середины XVI в.
Дерево, левкас, темпера. 204,0 х 85,0 х 3,7
ДРЖ-3198

Реставратор – Р.А. Кесарев
 

До реставрации

В процессе

После

До реставрации

В процессе

После


Икона происходит из Успенского собора Большого Тихвинского монастыря. Вывезена экспедицией Русского музея в 1957 году. В 2010 году поступила на реставрацию в связи с подготовкой выставки «Искусство Древнего Тихвина».

На иконе были две сплошные поновительские записи, небольшие промежуточные прописки и сильно потемневший слой покровной пленки (олифы). На фоне находились слой поновительского золота, положенного на масляный лак, и лепной золоченый орнамент. Раскрытие велось послойно, под микроскопом, специальным микроинструментом, различными методами, в зависимости от состояния красочного слоя. В процессе раскрытия проводилось неоднократное укрепление красочного слоя, так как при поновлении красочный слой не был укреплен и местами держался за счет верхней записи, а жирная покровная пленка олифы не позволяла клею проникнуть вглубь в достаточном количестве и укрепить нижележащий красочный слой. После раскрытия на фоне и полях в левкасе остались следы шеллака, которым был пропитан лепной орнамент при золочении. Перед поновлением поверхность иконы была основательно промыта, что повлекло частичную утрату верхних слоев авторского красочного слоя XVI века. На местах утрат авторского красочного слоя была оставлена верхнележащая запись. Утраты красочного слоя до левкаса после раскрытия иконы были тонированы акварелью. Вся поверхность иконы была покрыта мастичным лаком.

 

ИКОНА БОГОМАТЕРЬ И РОСТОВСКИЕ ЧУДОТВОРЦЫ.1628 г.
Дерево,  левкас, темпера. 31,3 х 27,3 х 3,1
ДРЖ-516

Реставратор – И.А. Ратников
 

До реставрации

В процессе

После реставрации


Происходит из Благовещенского собора Сольвычегодска(?). В начале  XX века находилась в старообрядческой моленной на Волковской улице в Петербурге.

По краям иконы  имелись значительные утраты основы, грунта и красочного слоя. Красочный слой иконы почти не просматривался, так как находился под слоем поверхностных загрязнений, тёмной  неравномерной сгрибленной олифой и поздними плотными записями. В процессе реставрации было проведено укрепление левкаса и красочного слоя, утраты основы восполнены, подведен реставрационный грунт в утраты авторского левкаса и красочного слоя. Олифа утоньшена и выровнена. При реставрации были удалены более поздние записи, лежащие на авторском красочном слое: на изображениях фигур святых, на изображении позёма. В середине верхнего и нижнего полей в границах утрат оставлено более позднее золото. Раскрытие покровного слоя иконы выявило хорошую сохранность красочного слоя и позолоты. Утраты грунта и красочного слоя тонированы акварелью, поверхность иконы покрыта реставрационным лаком.

 

НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК
ТРИ МАЛЬЧИКА (МОЛОДЫЕ ХУДОЖНИКИ).

Холст, масло. 48,5 x 60,5
Ж-4811 

Реставратор – В. В. Савенок (Зауер)
  

До реставрации

В процессе (в УФ-свете)

После реставрации

До реставрации (деталь)

В процессе (в УФ-свете)

После реставрации


Картина поступила в реставрацию на старом, хрупком подрамнике, с деформированным холстом, кромки которого были ветхие и узкие, по авторской живописи проходило большое количество старых, грубых записей, поверхность была покрыта толстым слоем пожелтевшего лака.

В процессе реставрации проведено укрепление красочного слоя и грунта, уложен кракелюр. Картина была растянута на полях бумаги “крафт”, запрессована, устранена стойкая деформация холста. Подведены дублировочные кромки, картина натянута на новый подрамник. Выполнено послойное удаление поздних лаковых покрытий и записей, выровнен авторский лак. Этот процесс контролировался в УФ-лучах. После подведения реставрационного грунта картина тонирована масляными красками и покрыта завершающим защитным слоем лака. Удаление многочисленных грубых записей и перемастиковок, лежавших намного шире утрат авторского красочного слоя, и заключало в себе особую сложность и интерес данной реставрации. После раскрытия картина тонирована и покрыта слоем даммарного лака.


НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК
АЛЛЕГОРИЧЕСКАЯ КАРТИНА С НАДПИСЬЮ "КАНТОРА 1797 ГОДА ГЛАВНАЯ ИРКУТСКАЯ СОЕДИНЕННАЯ АМЕРИКАНСКАЯ КАМПАНIЯ".
 2-я половина XVIII в.  
Дерево, масло. 69,5x88,5
Ж-4744  

Реставратор – О. Ю. Кленова

Произведение написано на толстой доске, как рекламная вывеска. В процессе бытования живописная сторона неоднократно покрывалась лаками, толстыми слоями и широкими горизонтальными мазками.  Именно этот лак, дошедший до нашего времени со следами ожогов от огня, в свое время спас живописный слой от спекания и сгорания. Однако, некоторые, особенно тонкие участки красочного слоя немного пострадали и частично спеклись. Лак после ожога сильно потемнел, стал коричневым, неравномерным, сжался в капли и полосы и стал препятствием, своего рода темным фильтром в прочтении сюжета картины. Кроме того, имелись многочисленные мелкие и более крупные механические утраты, как живописи, так и деревянной основы.

В процессе реставрации произведено удаление лакового покрытия. Раскрыты и максимально удалены отдельные записи (поновления). В центральной части под изображением летящего Меркурия обнаружены элементы фигуры, несочетающиеся с верхней композицией. Расчистка от глухой, почти черного цвета записи, позволила распознать в нижележащем изображении фигуру сидящего Меркурия с обязательными атрибутами: кадуцеем и мешочком с деньгами. Изображение его головы скрыто под изображением бедра верхней фигуры; изображение согнутой в локте руки (с кадуцеем) совпадает с изображением изгиба согнутой в колене ноги летящей фигуры, а на изображение кисти этой руки проецируется изображение колена разогнутой ноги летящего Меркурия. Изображение второй руки сидящего Меркурия, протягивающей мешочек с деньгами прямо в ладонь алеуту, частично повторяется в изгибе и в направлении изображения голени и стопы согнутой ноги вышележащей фигуры летящего Меркурия. Для большей деталировки нижележащего изображения был сделан снимок в ИК-лучах, более полно демонстрирующий переписанную фигуру. После всестороннего изучения поверхности, раскрытой от лака и записей, был проведен комплекс мероприятий по устранению ранее выявленных утрат. Живопись покрыта лаком и выполнены тонировки масляными красками. В окончательном варианте оставлено верхнее изображение Меркурия.

 

БОРИСОВ Д.А.
ЛИСИЦА, ПРЕСЛЕДУЮЩАЯ СЕЛЕЗНЯ. 1786(?)

Холст, масло. 101x139
Ж-7878 

Реставратор – А.В.Минин
 

До реставрации (Общий вид)

В процессе реставрации

После реставрации

До реставрации (Фрагмент)

В процессе реставрации

После реставрации


В процессе исследования картины выяснилось, что простое укрепление красочного слоя, промывка и корректировка старых тонировок не приведут к необходимым результатам. Авторский красочный слой останется под многочисленными записями разного времени, старыми лаковыми покрытиями, которые потемнели и изменились в цвете. Очевидно, что авторский колорит картины был изменен реставрационными вмешательствами в течение ее бытования. Настала необходимость выявить авторскую красочную поверхность и колорит картины. Было принято решение утоньшить лаковые слои, удалить межлаковые загрязнения,  необходимое количество старых записей и произвести тонировки в пределах утрат красочного слоя.

В процессе реставрации открылись многочисленные участки потертостей, которые показали, почему поверхность авторской живописи была почти вся прописана (поновлена), вследствие чего изменился авторский колорит картины. При утоньшении лаковых слоев и удалении разновременных записей использовались лампы ультрафиолетового света, помогавшие ясно видеть записи разного времени на поверхности красочного слоя. Тонирование мест утрат авторского красочного слоя производилось масляными красками фирмы «Talens» (Голландия). Картина покрыта даммарным лаком.

 

НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК
ВЗЯТИЕ АЗОВА (АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ).
XVIII век I-ая половина.

Холст, масло. 113 x 85
Ж-3981

Реставратор – А.В.Минин  

Картина поступила в реставрационную мастерскую в не экспозиционном состоянии сохранности: имела обширные тонировки разного времени, заходящие на авторскую живопись, многие из которых изменились в цвете и сильно потемнели. Мелкие участки осыпей и расслоений красочного слоя по всей поверхности картины; поверхность красочного слоя загрязнена.

Впоследствии, при исследовании, оказалось, что еще ранее были поновлены все красные участки живописи, а в нижней половине картины – на изображении оранжевого неба над горой и фигурами. Так же были подчеркнуты участки теней черной краской и частично прописаны изображения дракона и льва. Особенно ярко это проявилось после удаления загрязнений, которые нивелировали записи поверх авторской живописи, и также проявилось в резких контурах живописного рисунка, создающих нехарактерную жесткость для живописи XVIII века. В процессе реставрации основная трудность состояла в удалении старых реставрационных тонировок, державшихся плотно на поверхности картины, и особенно в утоньшение ранних прописок, которые полностью удалить невозможно из-за опасности повреждения авторского красочного слоя. Также удалось смягчить жесткий контур живописного рисунка старых прописок. Места утрат тонированы масляными красками фирмы «Talens» (Голландия). Картина покрыта даммарным лаком. Последовательная и продуманная работа с картиной помогла выполнить все поставленные задачи. Картина приобрела экспозиционный вид.

 

НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК
ВЕЛИКОДУШИЕ СЦИПИОНА АФРИКАНСКОГО.

Холст, масло. 48x63
Ж-10210 

Реставратор – Н.Е.Романова
 

До реставрации

В процессе реставрации

После реставрации


Картина поступила в реставрацию в связи с подготовкой к выставке «Неизвестные художники».  Толстый многослойный потемневший лак практически не позволял видеть истинный колорит картины, а значительные поверхностные  и межлаковые загрязнения делали картину настолько темной, что изображение просматривалось с трудом. Кроме того, в результате исследований под микроскопом и в свете видимой люминесценции в УФ лучах  было обнаружено значительное количество разновременных записей. На отдельных участках связь красочного слоя и грунта с основой была неудовлетворительная, в результате чего появились утраты до холста.

Основная задача реставрации сводилась к укреплению красочного слоя,  удалению всех поздних потемневших слоев записей, лака и загрязнений, чтобы картина приобрела свой первоначальный колорит и тональность, к воссозданию живописи в пределах утрат авторской живописи. В процессе работы с записями выяснилось, что они гораздо обширнее, чем скрываемые под ними утраты красочного слоя, в различных местах (в частности на месте заделанного прорыва в правом верхнем углу), авторский красочный слой значительно перекрывался поздней мастикой. В процессе реставрации проведено местное укрепление красочного слоя и грунта, удалены потемневшие слои лака, записи, поздние мастиковки, перекрывающие авторскую живопись. Затем был подведен грунт в места утрат и проведено воссоздание живописи.

 

НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК
ПОРТРЕТ ГРАФА МИХАИЛА СЕМЕНОВИЧА
ВОРОНЦОВА (1782-1856) В ДЕТСТВЕ.

Холст, масло. 70x55
Ж-7477

Реставратор – Т.Б.Серова
 

До реставрации

В УФ-лучах

После


При поступлении в реставрацию на портрете имелись следующие повреждения: жесткий кракелюр с приподнятыми краями; старые реставрационные мастиковки, лежащие выше уровня красочного слоя; реставрационные тонировки сильно, изменившиеся в цвете; красочный слой имел многочисленные потертости, в основном на фоне; лаковое покрытие – сильно пожелтевшее и пятнистое.

В процессе реставрации был укреплен грунт и красочный слой, удалены поверхностные загрязнений с лицевой и тыльной сторон. Проведены исследования  грунта, красочного слоя и поверхностного лака в секторе химико-биологических исследований и в отделе технико-технологических исследований, в результате которых выяснилось, что авторский грунт, визуально имевший пупырчатую, неровную поверхность, на самом деле двухслойный: нижний слой - клеевой, верхний - эмульсионный, с включением крупных кристалликов кальцита (мелкого кварцевого песка). Исследования красочного слоя под микроскопом показали наличие поздних прописок, лежащих по авторскому красочному слою (темный фон вокруг изображения мальчика, живописное обрамление портрета в виде рамы с декоративными элементами, на изображении белой рубашки); исследование лака в свете видимой люминесценции  показало состояние лаковой пленки и лежащих под ней поздних записей. После исследований проведено утоньшение и выравнивание лаковой пленки с частичным удалением поздних записей, лежащих по авторской живописи. Работа проводилась под контролем в УФ-лучах. Дополнены и выровнены реставрационные мастики, восстановлена прозрачность лака методом Петтенкофера, картина покрыта свежим реставрационным лаком. Выполнены тонировки по утратам и потертостям красочного слоя.

 

НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК
ПОРТРЕТ ДЕВОЧКИ В РОЗОВОМ.

Холст, масло. 61x48
Ж-4724 

Реставратор – М.А.Киселева
 

До реставрации

В процессе

После

До реставрации

В процессе

После


Картина поступила в реставрацию из фондов Русского музея для подготовки к экспонированию на выставке «Неизвестный художник».

Техническое состояние холста и красочного слоя было вполне удовлетворительным: кракелюр спокоен, стабилен, тенденций к осыпанию нет, натяжение на подрамник хорошее. Но портрет нуждался в серьезной живописной реставрации, т.к. поверхность живописи  сильно искажали разновременные потемневшие записи в местах утрат и повреждений красочного слоя, а главное – картину покрывал толстый слой сильно потемневшего ржаво-коричневого лака. Нижняя половина картины была частично расчищена во время предыдущей реставрации. но работа не была доведена до конца. Исследования показали, что лак, по крайней мере, двухслойный: верхний слой – спирторастворимый смоляной, нижний – старый масляный лак, очень прочный и слабообратимый. Задачей реставрации стало освобождение авторской живописи от поздних наслоений – лаков и записей. Лаки и записи удалялись последовательно, поэтапно. Верхний слой лака легко растворялся спиртовой эмульсией и снимался ватным тампоном. Особую сложность представляли нижележащие слои записей и масляного лака. Возможным оказалось только медленное размягчение пленки парами спирта методом Петтенкофера (очень небольшими участками) с последующим механическим удалением разбухшего лака скальпелем под лупой, местами под микроскопом. Освобождавшаяся из-под лаков авторская живопись оказалась очень разной степени сохранности: фон, частично изображение интерьера, изображение платья в нижней части, руки – сильно потерты, удалены верхние слои лессировок.  Живопись же на изображении лица и отдельных деталей костюма сохранилась лучше и, освободившись от поздних наслоений, предстала неожиданно тонкой и гармоничной. Недостатки, легкие повреждения живописи портрета - потертости и утраты, удалось нивелировать легкими тонировками масляными красками. Портрету вернулся авторский колорит и цельность композиции. Картина приведена в экспозиционный вид. 

 

СУДЕЙКИН С.Ю.
МИФОЛОГИЧЕСКАЯ СЦЕНА. 1910-е гг.

Картон, темпера. 56 х 74
Ж-12001 

Реставраторы - Н.И. Русакова, Е.Ю. Щукина
 

До реставрации

В процессе реставрации

После реставрации


Несмотря на то, что состояние картины при поступлении в реставрационную мастерскую не было аварийным и не вызывало особенных опасений, тем не менее, она не имела экспозиционного вида. Большое количество произведений живописи доходит до нашего времени со следами различных изменений. За время бытования на них возникают повреждения, зачастую необратимые, вызванные небрежным или неправильным хранением или непрофессиональной реставрацией.  Написанная автором в технике темперы на низкокачественном картоне, сдублированная  впоследствии еще на один картон,  картина была закрепленная на деревянном, паркетированном каркасе и имела сильную выгнутую коробленность. Красочный слой представлял собой сильно потемневшую, гладкую поверхность без живописной фактуры, залитую толстым слоем темно-желтого канифольного лака с примесью воска. По всей поверхности имелись жесткие устойчивые деформации основы - например, не склеенные, а просто сложенные разрывы. Изломы основы были залиты грязным желто-коричневым составом. Их пытались укрепить, нанеся лак, смешанный с мастикой. Были видны неравномерные затеки по линиям деформаций. Наиболее крупные повреждения основы с частичными утратами основы — по периметру и в углах картины. Кроме того, по всей поверхности имелись многочисленные крестообразные разрезы - следы подведения клеев в очаги расслоений при предыдущей реставрации. Затеки в углублениях между деформаций основы достигали 3-4 мм толщины.

Реставрационным советом Русского музея была принята программа реставрационных мероприятий. На  первом этапе было решено удалить дублировочный картон,  после  чего открылась тыльная сторона авторского картона, покрытого толстым, неравномерным слоем темно-коричневого клея. Помимо утрат, порезов и  других механических повреждений выявилась интересная особенность картона: верхний слой картона после увлажнения начинал расслаиваться на отдельные тонкие слои. Было принято решение утоньшать картон и выровнять его в плоскости, удалив сгустки жесткого клея, капли и затеки смолы.  Сложнейшая работа по  расслоению и укреплению слабой основы, сильно пострадавшей от клея, лака и воска  помогла устранить следы непрофессиональной реставрации. Параллельно с утоньшением проводилась  очистка и подклейка разрывов, укрепление изломов и деформаций, выравнивание их в плоскости, выполнение вставок в места утрат из бумаги, подходящей по толщине и фактуре. После нейтрализации кислой среды и обработки буферным раствором  рабочие участки (10х10см) укреплялись японской бумагой, после чего было выполнено дублирование всей картины на более плотную японскую бумагу. Работа по удалению толстых слоев лака и записей проводилась после подробного технико-технологического исследования. В процессе работы совершенно изменился колорит картины, открылись части изображений, не видных под толстыми слоями цветного лака и межслойными записями. Появилась фактура живописи. К сожалению, со временем произошли необратимые изменения: рыхлая темперная красочная поверхность впитала в себя подцвеченный лак, и некоторые пигменты(сине-зеленые) образовали с ним соединения меди-резинаты, не позволяющие окончательно удалить поновительские слои. Работа с  воско-лаковым покрытием проводилась составом изопропиловый спирт: пинен=1:1.Записи размягчались компрессами и удалялись механически. Утраты красочного слоя, сколы фактуры тонировались, с предварительно подведенным грунтом. После окончания живописной реставрации картина была смонтирована на планшет из высококачественного картона, покрыта аэрозольно составом даммарный лак: пинен и помещена в раму под отнесенное стекло.

 

НЕИЗВЕСТНЫЙ  ХУДОЖНИК
ПЛАН  НАСТОЛЬНОГО  УКРАШЕНИЯ

Бумага на ткани, дерево, акварель, белила. 172 х 53
ОПИ/Р-331 

Реставратор – Н.Б.Матвеева 

Авторский лист состоял из 2-х частей, склеенных “в нахлест” друг с другом, в свою очередь,  наклеенных на хлопчато-бумажную ткань и скрученных в рулон. По торцам к авторскому листу прикреплены деревянные круглые планки. Авторский лист пожелтел, сильно обветшал, затерт, запылен, загрязнен. Имел многочисленные пятна фоксингов, изломы с утратами поверхностного слоя бумаги и красочного слоя; пятна жира, следы экскрементов насекомых. По углам и боковым сторонам - многочисленные утраты основы, сквозные прорывы. Оборотная сторона была сильно пожелтела, загрязнена. В процессе реставрации деревянные круглые планки были сняты с произведения. Авторский лист обеспылен, механически очищен от посторонних загрязнений с помощью мягкой карандашной резинки и скальпеля. Ткань с оборота снималась с помощью увлажнения. Клей удален скальпелем и влажным ватным тампоном. Лист расклеен на 2 части. Проведена неоднократная промывка листов в дистиллированной воде без погружения (из-за текучести красочного слоя). Пятна жира максимально ослаблены. Проведена химическая обработка листов хлорамином “Б” c последующей промывкой в проточной и дистиллированной воде (без погружения). Листы подклеены: изломы укреплены, утраты основы восполнены бумагой, аналогичной к авторской; сдублированы на реставрационную бумагу. После прессования листы склеены между собой и сдублированы на х/б ткань, растянутую на органическом стекле. Проведено прессование. Тонировки выполнены акварелью и цветными карандашами. Реставрационным советом было принято решение деревянные планки не монтировать обратно к произведению и хранить отдельно, т.к. произведение не будет скручиваться в рулон, как это было до реставрации. 

  

СМИРНОВ П.
ПОРТРЕТ КУШЕЛЕВА

Бумага, литография. 74,8 х 55,7
Гр.П.-1134 

Реставратор – Г.Г. Полищук 

Экспонат поступил в мастерскую в связи с неудовлетворительным  состоянием сохранности. Авторский лист был наклеен на картон плохого качества, в свою очередь, обклеенный голубой бумагой; запылен, неравномерно пожелтел, местами затерт до лоснящихся пятен и покороблен по краям. В правом нижнем углу имелся бледно-бурый затек. Крупные фигурные и диагонально-направленные разрывы в верхней половине листа, и фигурные разрывы у нижнего поля. Многочисленные содранности, мелкие разрывы и изломы по краям произведения (края обветшали). Утраты углов, кроме правого верхнего. Небольшая утрата в нижней части левого поля. Царапины по поверхности в левой части изображения кружевной накидки и в верхней части темного фона. Светлые поля произведения очищались резиновой крошкой. Дублировочный картон удалялся “всухую” и в процессе влажной обработки. Проведена химическая обработка хлорамином “Б” для удаления неравномерной желтизны и затеков.  После обработки лист промывался в дистиллированной воде. В процессе подклейки укреплены края и разрывы, утраты восполнены. Лист дублирован на японскую бумагу. После прессования проведены тонировки в местах утрат, разрывов, царапин, изломов.

 

ИГНАТЬЕВ А.М.
НА ЦЕЛИНЕ. 1957 г. 
Дерево. 170 х 80 х 65
СО-580 

Реставратор – В.В. Копяков 

До реставрации
(общий вид и фрагмент)

После реставрации
 (Общий вид и фрагмент)


Состояние сохранности памятника до реставрации: разрушение клеевых швов в основании скульптуры и на левой руке (в локте) фигуры привело к образованию двух крупных подвижных фрагментов: локтя и сегмента основания с передней частью стопы. Имелись глубокие продольные трещины вдоль авторских вставок, мелкие сколы, крупные отщепы, сильные загрязнения, потертости авторских тонировок и поверхностного покрытия. В процессе реставрации: восстановлена целостность основания с дополнительным укреплением клеевых швов «карасиками». Приклеен на место локоть левой фигуры. Замастикованы все крупные трещины, отщепы подклеены, удалены стойкие поверхностные загрязнения.

 

НЕИЗВЕСТНЫЙ СКУЛЬПТОР
ГРУППА ИЗ ТРЕХ ФИГУР.

Глина. 45 х 42 х 28
КПВХ-3146 

Художник-реставратор - М.С.Галимов  

До реставрации

После реставрации


Произведение поступило в реставрацию в виде множества разрозненных фрагментов. Глина, из которой изготовлена скульптура, при высыхании дала сильную усадку и, вследствие отсутствия каркаса, в местах сопряжения объемов распалась на составные части. По всей поверхности имелись многочисленные мелкие сколы. Плинт композиции (также не имевший каркаса) был расколот на три части с утратами и выкрошками.

В процессе реставрационных работ была изготовлена гипсовая подмодельная плита, на которой был собран и укреплен плинт скульптуры с помощью обратимого клея «Paraloid B-72». После этого остальные фрагменты композиции были тщательно подогнаны по месту и установлены с помощью пиронов и клея «Paraloid B-72». Предварительно все стыковочные поверхности, имеющие большую пористость, неоднократно пропитывались 10% раствором клея. Утраты и сколы были восполнены гипсом, верхний слой был сделан из глины на клеевой основе, полученной при высверливании отверстий для пиронов. Таким образом, многочисленные участки восполнений не нарушили визуального единства произведения.

 

ШАФОВСКОЙ И.Ф. (1826 – 1894)
МЕДАЛЬОН. Середина ХIХ в.

Гипс тонированный.48 х 43,5
СК-2100  

Художник-реставратор: О.И.Иванов
 

До реставрации

После реставрации


Рельеф поступил в реставрацию сильно поврежденным и состоял из одного крупного и пяти мелких фрагментов. Поверхность экспоната была значительно загрязнена, имела множество мелких сколов, царапин, потертостей. На срезе плеча – две крупных утраты.

В процессе реставрационных работ удалены пылевые наслоения, поверхности разломов расчищены. Фрагменты склеены между собой на полимерный состав Paraloid B 72. С тыльной стороны в области монтажных швов дополнительно прикреплена тонкая стекловолоконная  армирующая сетка. На следующем этапе реставрации выполнена расчистка стойких загрязнений. Восполнены крупные утраты элементов рельефа. Произведены тонировки утраченного полихромного покрытия. В результате реставрации памятник приведен в экспозиционное состояние.

  

СКЛАДЕНЬ. XVIII  в.(?)
Дерево, металл, слюда, бумага, красочный слой, резьба, вощение, окраска. 28 х 10,8
Д-1438/а,б,в

Реставраторы -  М.М. ИлюхинаО.С. Присекина
 

До реставрации

После реставрации


Трехстворчатый складень поступил на реставрацию в рамках подготовки к выставке «Коллекция Михаила и Сергея Боткиных». В деревянной основе  правой створки имелись глубокие подвижные трещины  основы, вследствие которых вставные клейма были сильно подвижны по месту. По левому верхнему  клейму этой же створки в  верхней половине проходили 2 вертикальные сквозные трещины со смещением.  На резьбе верхнего левого клейма левой створки прослеживалась фигурная трещина основы,  вследствие которой  фрагмент нимба был сильно подвижен. Крепеж клейм на двух других створках был частично нарушен.  Поверхность миниатюрной резьбы  и красочного слоя находилась под плотным слоем  спрессовавшихся поверхностных загрязнений, въевшихся в неровности форм, сконцентрированных в углублениях рельефа. На лицевой стороне левой  створки находилась бумажная наклейка. Имелись мелкие сколы резьбы,  выкрошки красочного слоя и потертости красочного слоя  по гребням текстурной окраски. Работы со створками начались с демонтажа клей, при демонтаже которых открылись следы жизнедеятельности насекомых. В процессе реставрации были склеены  подвижные трещины основы, микротрещина на нимбе. Удалены разнохарактерные загрязнения с открытой древесины и поверхности резьбы клейм, слюдяных и бумажных фонов под резьбой,  в клеймах и окрашенных плоскостей  створок. Бумажная наклейка  перенесена на тыльную  сторону экспоната. Удалены следы жизнедеятельности насекомых. Клейма  монтированы  на прежние места. На отдельных  участках по зеленому фону  сделаны акварельные тонировки.

 

ГОЛОВИН А.Я.
ЖБАН  «ПЕТУХ». 1890 - 1900 гг.

Абрамцевcкая керамическая мастерская (завод С.И.Мамонтова)
Майолика, формовка, роспись цветными глазурями
Высота - 40,5;  Длина – 58;  Ширина - 23,5
ФС-1553 

Реставраторы  -  М.А. Бессмертная, Н.Ю. Касаткина
 

До реставрации

В процессе реставрации

После реставрации


Экспонат поступил в мастерскую реставрации керамики из отдела декоративно-прикладного искусства Русского музея, куда был передан в дар из коллекции семьи Ваулиных. Предмет был сильно загрязнен, со следами старой непрофессиональной реставрации.

По всей поверхности видны следы  склейки, клей пересох, изнутри сосуд был дублирован на хлопчатобумажную ткань, которая со временем истлела и отслоилась. Имелись многочисленные сколы и утраты. В процессе реставрации экспонат был “расшит” на 95 фрагментов, очищен от загрязнений  и старого клея. Важным моментом реставрации стала систематизация  фрагментов и определение  последовательности склейки. Сосуд был склеен, утраты и сколы восполнены и тонированы.

     

СКУЛЬПТУРА “СИДЯЩАЯ  ЕГИПТЯНКА”. 1900-1910 гг.
Художественно-керамическое производство “Гельдвейн-Ваулин”.
Майолика, формовка, крытье цветными глазурями
Высота – 25,  Длина -12,3;  Ширина – 15
ФС-1562 

Реставратор -  Р.В. Старикова 

До

В процессе

После


Скульптура была передана в дар Русскому музею из коллекции семьи Ваулиных и была в неудовлетворительном состоянии сохранности. Фигура была грубо склеена из 18 фрагментов. Утраты были заполнены пластилином.  В процессе реставрации экспонат «расшит», швы очищены от старого клея, заново склеены 18 фрагментов. Утраты и сколы восполнены и тонированы.

 

КАНДЕЛЯБР. Первая половина ХIХ в.
Бронза. Высота – 87, Диаметр - 33
ОПИ/М-15 

Реставратор – А.С. Смирнов 

Предмет поступил в реставрацию в плане подготовки к выставке «1812 год». При визуальном обследовании памятника выявлены следующие дефекты: поверхность памятника покрыта пылевыми загрязнениями, правая рука женской фигуры в районе кисти значительно повреждена вследствие предыдущих чинок: утрачены пальцы, кольцо в руке фигуры, в кисти просверлены многочисленные чиночные отверстия, крепежные шпильки и кисть залита эпоксидной смолой, патина на руке до плеча утрачена, создана имитация масляной краской. Для проведения реставрационных мероприятий канделябр разобран на детали. Со всех деталей памятника удалены поверхностные загрязнения. Недостающие фрагменты восполнены в том же материале, что и основная фигура, по аналогии, патина на руке восполнена в авторской технике, патинированные части покрыты консервационным составом, после чего памятник собран.

 

ЛИБЕРИХ Н.И.
АМАЗОНКА

Бронза. 78 х 40 х 89 (с основанием)
CК-1095

Реставратор – Д.В. Красильников

Памятник поступил в реставрацию в плане подготовки к выставке произведений скульптора М.И.Либериха. При визуальном обследовании памятника выявлены следующие повреждения: значительные пылевые загрязнения, особенно в поднутрениях рельефа, зеленые пятна коррозии на фигурах амазонки и коня, а также на основании в районе передней правой ноги коня, незначительные потертости патины на выступающих частях, изломы повода в районе морды коня, излом соединения подвесных элементов колчана. Детали повода и колчан укреплены на свои места с применением пайки, удалены продукты коррозии и пылевые загрязнения с поверхности скульптуры, восполнены утраты патины, после чего поверхность покрыта консервационным составом.

 

НЕИЗВЕСТНЫЙ МАСТЕР XIX в.

ДИВАН.  Первая четверть XIX века.
Дерево, левкас,  красочный слой, позолота, фанеровка,  резьба окраска,  комбинированное золочение. Обивочная ткань – шелк с рисунком чередующихся больших и малых лавровых венков, выполненных металлизированной нитью.
145х190х66
МЕБ-677

СТОЛ.  Первая четверть XIX века.
Дерево, левкас,  красочный слой, позолота, фанеровка,  резьба окраска,  комбинированное золочение.
75х104х60
МЕБ-678

КРЕСЛО. Первая четверть XIX века.
Дерево, левкас,  красочный слой, позолота, фанеровка,  резьба окраска,  комбинированное золочение. Обивочная ткань – шелк с рисунком чередующихся больших и малых лавровых венков, выполненных металлизированной нитью.
97х63х69
МЕБ-679

КРЕСЛО.  Первая четверть XIX века.
Дерево, левкас,  красочный слой, позолота, фанеровка,  резьба окраска,  комбинированное золочение. Обивочная ткань – шелк с рисунком чередующихся больших и малых лавровых венков, выполненных металлизированной нитью.
97х63х69
МЕБ–680

Реставраторы:  И.С. Веснина, М.М. Илюхина, О.С. Присекина (сектор реставрации золоченой резьбы);  Ю.Н. МакаровА.Г. Деревенсков  (сектор реставрации фанерованной мебели); В.П. Кудрявцева, М.К. Литаш, З.М. СильноваН.К. Шебеко (сектор реставрации тканей).

Предметы мебели из гарнитура (два кресла,  столик и диван) поступили в реставрацию в рамках подготовки к выставке «Война 1812 года». Работы с экспонатами проходили параллельно в 3-х мастерских: секторе реставрации  фанерованной мебели, золоченой резьбы и реставрации тканей.

На момент начала работ все предметы гарнитура находились в различном состоянии сохранности. На диване Меб-677 в 1979-81 годах была проведена комплексная реставрация, после которой  до недавнего времени  предмет находился   стабильном состоянии.  В работу поступило навершие  дивана с резной скульптурной композицией. На крыле птицы  имелась трещина по разошедшемуся  старому клеевому шву, в результате чего элемент крыла был сильно подвижен. Также на экспонате присутствовали:  мелкие утраты и отслоения грунта на разных участках, потертости позолоты  до грунта по выступающим   элементам резьбы и нестойкие загрязнения  по поверхности, сконцентрированные в углублениях форм.

На столике Меб-678 в 1976 году проводились консервационные работы. Затем в  1998-99 годах  в рамках подготовки к выставке, столик  проходил комплексную реставрацию.  На момент последнего поступления в мастерскую реставрации золоченой резьбы  2 накладных элемента декора царги – резные розетки из достаточно тонкой древесины, которая сильно пересохла  -  находились в свободном состоянии. Начавшийся процесс деформации основы привел к  нарушению и расхождению клеевых швов. Вероятно, этот процесс  происходил и раньше, так как большая часть элементов декора  утрачена и при последней реставрации  резные розетки были восполнены мастичными отливками. На участках   конструктивных соединений  по внутренним сторонам ножек  и внутренним деталям проножки  прослеживались незначительные участки с отслоениями золоченого грунта и грунта с красочным слоем, сопровождающиеся мелкими утратами  грунта до основы.

Кресла Меб-679 и Меб-680 поступили в реставрацию с многочисленными профзаклейками, скрывающими очаги отслоений золоченого грунта и грунта с красочным слоем.  На спинках имелись утраты отдельных деталей  и элементов накладного золоченого декора, а также  фрагментов  накладок из дерева черного цвета в форме дуги. На левой  ножке кресла Меб-680 передняя часть резной лапы была утрачена по переклейке.  На спинке  кресла  Меб-679 накладной элемент  в форме дуги находился в свободном состоянии. Имелись отслоения фанеровки по нижней кромке царги.  По плоскостям спинок с тыльной стороны прослеживались очаги отслоений грунта, мелкие и крупные утраты красочного слоя с грунтом до основы. По  окрашенным частям ножек  присутствовали  многочисленные мелкие выкрошки, крупные и мелкие утраты грунта   по резным золоченым элементам локотников.  Все резные элементы  кресел находились под слоем спрессовавшейся пыли и бытовых загрязнений,  въевшихся в поверхность и скопившихся  в углублениях форм. Золоченые элементы  локотников и ножек  находились под слоем окислившейся поновительской бронзы и наплывами изменившегося в цвете лака.

В процессе работы  с деревянной основой и резьбой гарнитура подклеены отслоения фанеровки по нижней кромке царги кресел. Восполнены утраченные  элементы накладного декора черного цвета в форме дуги.  Восстановлен  нарушенный крепеж  накладного черного декора. На всех экспонатах проведено  укрепление отслаивающегося золоченого  грунта  и грунта с красочным слоем. Сделана склейка  по разошедшемуся клеевому шву на резьбе навершия дивана с последующей мастиковкой. Исправлена деформация  основы  резных накладок столика,  после чего пальметты монтированы на прежнее место. Утраченные элементы резьбы кресел  восполнены мастичными отливками в технике формовки  по аналогиям.  При восстановлении  утраченной части лапы  аналогом послужила лапа  парного кресла. Удалены плотные поверхностные загрязнения. Выполнено раскрытия золоченой резьбы кресел от наслоений окислившейся бронзы  и изменившегося в цвете  лака. На  выступающих элементах резьбы  подлокотников  поновления скрывали  значительные потертости позолоты и грунта до основы. Далее подведен реставрационный грунт  и выполнены акварельные тонировки.  В сектор реставрации тканей поступила часть мебельного гарнитура – диван с двумя валиками и два кресла для реставрации шелковой обивки. Ткань сильно загрязнена, неравномерно выцвела, по всей поверхности пятна и затеки различного происхождения. Шелковая основа ветхая,  потерта, и имеет многочисленные  сечения и разрывы нити, утраты. Наибольшие на обивке  дивана по лицевому сгибу сидения; аналогичные утраты  на подушках кресел. На обивках обоих  валиков также сечения и разрывы  нити, утраты, - наибольшие в верхней торцевой частях, в местах  частого касания  руками. У декоративной детали на торце одного валика утрачена «пуговица». В процессе реставрации проведены следующие мероприятия: - механическая (сухая) чистка и очистка  всех деталей органическими растворителями; подобран  и затонирован дублировочный материал; сняты размеры и проведен раскрой дублировочного материала для всех частей экспонатов; нити в местах  сечений  пропитаны закрепителем; в  места разрывов нити и утрат шелка подведен дублировочный материал, который закреплен  тонированной газовой нитью и иглой. Все детали перекрыты  тонированным тонким газовым шелком,  который  зафиксирован  газовой нитью и иглой, проведены реконструкция и монтаж пуговицы по аналогии. Обивка мебельного гарнитура приведена в экспозиционный вид.

 

25. ШКАФЧИК. Начало ХХ века
Дуб, резьба. 30 х  27 х 14.
МЕБ-1064

Реставраторы – А.Г. Деревенсков, Ю.Н. Макаров 

В ходе подготовки к постоянной экспозиции отдела декоративно-прикладного искусства ХХ века в корпусе Бенуа в реставрацию поступил экспонат “Шкафчик”. На шкафчике имелись подвижные элементы, требующие подклейки. Вся поверхность выглядела неоднородно, т.к. отделочное покрытие было сильно потерто. Поздняя подкраска алюминиевой краской по резьбе была нанесена грубо, с выходом за пределы границ рисунка. Просматривались и другие следы предшествующих подкрасок. Были проведены исследования в отделе технико-технологических исследований и секторе химико-биологических исследований. Исследования РФА позволили установить, какие пигменты использовались при росписи шкафчика и наличие записей. Химические исследования позволили установить   связующее красочного слоя и поверхностного покрытия шкафчика. Дополнительно было проведено сравнение данного шкафчика с опубликованными в книге Н.В.Поленовой “Абрамцево. Воспоминания” (1922 г) проектом и фотографий аналогичного шкафчика. Отличными оказались только резьба и роспись филенки верхней дверцы. Как писала Е.В.Поленова, образ шкафчика представляет собой луг со звездами, месяцем, земляникой и цветами. Особенно примечательно, что поздняя роспись алюминиевой краской сильно изменила характер рисунка и образ изображения на дверце. Проведенные исследования позволили провести комплексную реставрацию экспоната. В процессе реставрации подклеены подвижные фрагменты, удалены поздние красочные слои с полихромной росписи шкафчика. Синяя лаковая краска (на фоне филенки), красная лаковая краска (с красных цветов) и алюминиевая краска на всех расписных участках.  Восполнено сильно поврежденное поверхностное покрытие - вощение.

 

26. РАМА  № 2342
( к картине  Левицкого Д.Г. “Портрет Е.Н. Хрущовой и Е.Н. Хованской”,  Ж-4987)
XIX век
Дерево, резьба, левкас, позолота.
193 х 155 

Реставратор - М.В. Демченко 

Рама прямого профиля с внутренней и внешней галтелью и платиком. Гребневая часть профиля рамы выполнена в виде канелированного полувалика, перехваченного лентами. Дополнена накладным резным ленточным орнаментом - из акантов на фальцевой части профиля, и иоников на платике рамы. Отдельные части профиля и орнамента выполнены в технике глянцевого золочения, матовая позолота – двойник. На раме имелись утраты орнамента из акантов, подвижные фрагменты резьбы, разошедшиеся трещины резьбы в местах конструктивных соединений, многочисленные участки отслоений и утрат левкаса. Поверхность матовой позолоты находилась под сильно загрязненным матирующим покрытием. Цельность матовых частей нарушали  многочисленные черные пятна окислов двойника, поверхность торцов профиля и гребневого валика почти полностью была перекрыта поздними многослойными тонировками, как сильно потемневшей бронзой, так и тонированными лаками.

Начальный этап работы заключался в отработке методики проведения раскрытия поверхности от загрязнений, окислов и поновлений. Для этого выполнялись пробные раскрытия разных участков позолоты. После укрепления поверхности на небольшом участке была опробована и утверждена методика восполнения утрат позолоты. В процессе реставрации удалены  поздние поновления, а также загрязнения и окислы. Выполнена консервация покрытия, восстановлены утраты резьбы и левкаса. Тонирование реставрационных восполнений выполнялось в комбинированной технике с использованием традиционных тонировок акварелью и материала подлинника.

 

Что нового в отделе? | Реставрационные мастерские и сектора I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История отдела | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта