Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Реставрация иконы XVII века "Рождество Богоматери"

Реставратор икон Игнат Ратников  за работой над раскрытием иконы XVI века из собрания Русского музея

Художник-реставратор Игнат Ратников
за работой над иконой "Рождество Богоматери". 2015

Икона тихвинской школы XVII века «Рождество Богоматери» (инв. No. ДРЖ-3173, дерево, левкас, темпера, 97 х 70 х 3 см) поступила на полную реставрацию в 2008 году из фондов Отдела древнерусского искусства Русского музея. Она происходит из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Тихвинского монастыря. Была вывезена в 1956 году участниками экстренной экспедиции Русского музея в Тихвин в крайне тяжелом состоянии сохранности.

Лучшие работы отдела реставрации древнерусской живописи:

 Икона "Введение во храм" (XVII век)...>

 Двухсторонняя икона "Помазание Христа/Омовение ног". (XVII век)...>

 Икона "Огненное восхождение пророка Илии" (XVI век)...>

 Икона "Рождество Богоматери (XVII век)...>

 Икона "Распятие" (XIV век)...>

 Икона "Праотец Иосиф (XVII век)...>

 Икона "Святой евангелист Лука" (XVI век)...>

 Спасение и реставрация икон тихвинской школы XVI-XVII веков...>

 Икона "Борис и Глеб" (XIV век)...>

 Икона Святой евангелист Марк" (XVI век)...>


 

Художник-реставратор Игнат Ратников - реставрация иконы XVII века "Рождество Богоматери" в Отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Общий вид лицевой поверхности до начала реставрационных работ. 1957

За время нахождения в музее икона несколько раз передавалась из фонда хранения в реставрационную мастерскую.

В 1957 году - красочный слой и грунт иконы был укреплен и лицевая сторона очищена от поверхностных загрязнений. Эту работу выполнял реставратор  С.Ф.Конёнков.

В 1997-1999 гг. реставратором А.И. Васильевым был еще раз укреплен грунт и красочный слой. После этого было сделано вначале пробное, а затем частичное раскрытие авторского красочного слоя в левой части иконы.

В 2004-2006 гг. художником-реставратором Д.Ю. Прончатовым продолжено раскрытие авторского красочного слоя в левой части.

В 2008 году Реставрационная комиссия Русского музея приняла решение о полном раскрытии авторской живописи по всей поверхности. Эта работа была поручена художнику-реставратору мастерской реставрации древнерусской живописи Игнату Александровичу Ратникову.

Щит иконы состоит из двух досок. Шпонки врезные, встречные, сквозные. Имелись неактивные трещины основы, сколы, отщепы, вмятины древесины по всей поверхности щита. Тыльная сторона закрашена красно-коричневой краской.

В момент поступления иконы в реставрационную мастерскую в 2008 году в левой ее части, на нераскрытом участке, авторский красочный слой находился под слоем сильно потемневшей сгрибленной олифы. На верхнем поле - значительная утрата грунта и красочного слоя до основы (частично утрачена поновительская надпись). По всей поверхности были выкрошки и утраты красочного слоя до грунта.

Пробное раскрытие выполнялось на верхнем поле и фоне при помощи стереомикроскопа микроскальпелем "всухую". Пробное раскрытие выявило авторский красочный слой в хорошей сохранности с тонким, частично утраченным покровным слоем. На авторском красочном слое находилось два слоя записи: плотная темперная и тонкая масляная прописка. На верхнем поле открылось сильно потёртое авторское серебро под двумя слоями записи: плотной тёмно-зелёной и коричневой краски. На полях выявились загрунтованные гвоздевые отверстия, что указывает на то, что когда-то на иконе был оклад. На изображении фона, под слоем позолоченного лепного орнамента, слоем промежуточного золота с толстым слоем олифы открылся нижний слой позолоты на красном полименте в хорошей сохранности.

Особую сложность при раскрытии представляла позолота на фоне. Поздний очень твёрдый позолоченный лепной орнамент стачивался микроскальпелем "всухую" до ровного слоя, затем микроскальпелем с увлажнением эмульсией, удалялся толстый слой олифы и промежуточного золота, после чего утоньшался покровный слой на нижележащей позолоте на красном полименте.  В утратах позолоты на полименте была оставлена промежуточная позолота в границах утрат.  На изображении фона открылась позолота в хорошей сохранности.

На авторском красочном слое сложность при раскрытии представляла плотная темперная запись. Она утоньшалась до авторского красочного слоя под микроскопом микроскальпелем "всухую".

В местах утрат авторского красочного слоя сохранялся слой записи, подходящий по цвету и тону к авторскому. Также в связи с плохой сохранностью авторской позолоты на нимбах святых и ассисте было оставлено поновительское золочение.

 В процессе раскрытия грунт и красочный слой неоднократно укреплялись водным раствором осетрового клея.

Работа продолжается...

19 января 2016 года

Дополнительно по теме:

  История реставрации икон из Успенского собора Тихвинского монастыря в Отделе реставрации музейных ценностей Русского музея...>>>

  О реставрации иконы тихвинской школы XVI века «Святой евангелист Марк» (инв. No. ДРЖ-3204) из Успенского собора Тихвинского монастыря в 2012 г. в Отделе реставрации Русского музея..>>>

  О новой книге, посвященной реставратору древнерусской живописи Русского музея Сергею Голубеву -  "ПОСТИЖЕНИЕ ОБРАЗА. С.И. Голубев - реставратор, педагог, иконописец"...>>>

  Реставратор древнерусской живописи - Николай Васильевич ПЕРЦЕВ (1902-1981)...>>>...>>>

  "Реставрация икон в Русском музее. Николай Андреевич Околович (1867 – 1928" (М.Г. Малкин, 2013)...>>>>>>

 

Художник-реставратор Игнат Ратников - реставрация иконы XVII века "Рождество Богоматери" в Отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Общий вид лицевой поверхности до начала реставрационных работ. 2008

 Процесс постепенного раскрытия авторской живописи. (Фрагмент)  2008-2015

Художник-реставратор Игнат Ратников - реставрация иконы XVII века "Рождество Богоматери" в Отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

 Фрагмент в процессе реставрации.

Художник-реставратор Игнат Ратников - реставрация иконы XVII века "Рождество Богоматери" в Отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

 Фрагмент в процессе реставрации.

Художник-реставратор Игнат Ратников - реставрация иконы XVII века "Рождество Богоматери" в Отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Фрагмент в процессе реставрации.

Художник-реставратор Игнат Ратников - реставрация иконы XVII века "Рождество Богоматери" в Отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Общий вид в процессе реставрации. После завершения раскрытия авторской живописи. 2015 г.

Художник-реставратор Ратников - реставрация иконы XVII века "Рождество Богоматери" в Отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Общий вид после реставрации. 2016 г.

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта