Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Завершен первый этап реставрации фарфоровой конфектуры I пол. XIX века

Реставратор Мария Бессмертная | Реставрация конфектуры в отделе реставрации керамики и стекла | Русский музей |

Заведующая Отделом реставрации художественных произведений из керамики и стекла, ведущий художник-реставратор Мария Бессмертная за работой над экспонатом. 2019

Музейный предмет «Конфектура» (ДФ-1416) от настольного украшения к «Банкетному сервизу», был создан на Императорском фарфоровом заводе в I половине XIX века. В 2019 году на одном из заседаний Реставрационной комиссии Русского музея было принято решение  передать его на полную реставрацию.

"Конфектура" представляет собой подставку с единой металлической осью и тремя фарфоровыми тарелками, нанизанными через фарфоровые золоченые балясины. Наверху - петля золоченой бронзы в виде стилизованных листьев.

Лучшие работы отдела реставрации художественных изделий из керамики и стекла:

 Реставрация фарфорового сливочника XVIII века...>

 Реставрация керамической скульптуры А.Л. Обера "Волк". 1902 г....>

 Реставрация фарфорового сосуда "Бутылочная передача", II-ая пол. XVIII в....>

 Реставрация керамического сосуда А.Я. Головина "Петух". 1890-1900 гг...>

 Реставрация фарфоровой вазы XIX в....>

 Реставрация фаянсового горельефа "Галя за пианино", 1945 г. скульптора М.П. Холодная...>

 Реставрация фарфоровой конфектуры I пол. XIX в...>

 О реставрации художественных изделий из стекла в Русском музее...>

 

 Краткие биографии всех реставраторов Русского музея...>

Реставратор Мария Бессмертная и Надежда Касаткина | Реставрация братины "Петух" (ФС-1553) скульптора А.Я. Головина в отделе реставрации | Русский музей | Реставратор Надежда Говоркова

Общий вид до реставрации. 2019

Геридон, пладеменаж и конфектура — это три названия одного и того же предмета. Конфектурой (от слова конфекты — сладости) называется этажерка из трех ярусов, скрепленная посередине металлическим стержнем. На дворцовых застольях в XVIII-XIX веках каждый ярус конфектуры сервировался разными лакомствами: пирожными, цукатами, восточными сладостями. 

Основной состав "Банкетного сервиза" был изготовлен по случаю бракосочетания великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II, и принцессы Максимилианы Вильгельмины Августы Софии Марии Гессенской, будущей императрицы Марии Александровны.

Состояние сохранности экспоната при поступлении в реставрацию было неудовлетворительное. Предмет был сильно загрязнен, со следами старой реставрации. Две  тарелки из трех  были ранее склеены. Клей, который использовался для этого, пожелтел, деструктировался и частично рассохся.  Часть нижней тарелки хранилась в Отделе декоративно-прикладного искусства отдельно, в виде многочисленных фрагментов. Металлический каркас проржавел, золоченая бронза потемнела. На всей поверхности тарелок лежал толстый слой копоти и пыли. В нижней части конфектуры, на балясине, имелась утрата. По основанию - множественные мелкие сколы.

На заседании Реставрационной комиссии Русского музея, состоявшейся в начале 2019 года,  было решено поручить эту работу руководителю мастерской реставрации художественных изделий из керамики и стекла, ведущему художнику-реставратору Марии Бессмертной.

После визуального и химико-биологического исследования экспоната была составлена подробная картограмма всех частей и фрагментов. После этого предмет был демонтирован.  Средняя тарелка постепенно была «расшита» на 11 фрагментов. Нижняя демонтирована, «расшита», и с учетом отдельно хранившихся осколков, предварительно собрана из 35 фрагментов.  Конфектура постепенно была очищена от стойких загрязнений и следов старого клея. С металлического каркаса удалены окислы и следы коррозии.

В ближайшее время реставратору предстоит определить последовательность склейки фрагментов тарелок и, затем,  провести эти работы. После этого утраты и сколы фарфора будут восполнены из доделочной массы и тонированы.

Работа продолжается...

 

29 октября 2019 года

 

Дополнительно по теме:

 

 

Реставратор Мария Бессмертная и Надежда Касаткина | Реставрация братины "Петух" (ФС-1553) скульптора А.Я. Головина в отделе реставрации | Русский музей | Реставратор Надежда Говоркова

Фрагмент No. 1 до реставрации. 2019

Реставратор Мария Бессмертная и Надежда Касаткина | Реставрация братины "Петух" (ФС-1553) скульптора А.Я. Головина в отделе реставрации | Русский музей |

 Фрагмент No. 2 до реставрации. 2019

Реставратор Мария Бессмертная и Надежда Касаткина | Реставрация братины "Петух" (ФС-1553) скульптора А.Я. Головина в отделе реставрации | Русский музей |

 В процессе демонтажа и  "расшивки" ранее склеенных фрагментов.  2019

Реставратор Мария Бессмертная и Надежда Касаткина | Реставрация братины "Петух" (ФС-1553) скульптора А.Я. Головина в отделе реставрации | Русский музей |

 Фрагменты No.3 и No. 4 в процессе демонтажа и  "расшивки" ранее склеенных фрагментов.  2019

Реставратор Мария Бессмертная и Надежда Касаткина | Реставрация братины "Петух" (ФС-1553) скульптора А.Я. Головина в отделе реставрации | Русский музей |

 Фрагмент No.3 в процессе "расшивки" ранее склеенных фрагментов.  2019

Реставратор Мария Бессмертная и Надежда Касаткина | Реставрация братины "Петух" (ФС-1553) скульптора А.Я. Головина в отделе реставрации | Русский музей |

В процессе монтажа ранее "расшитых" фрагментов. 2019

Реставратор Мария Бессмертная и Надежда Касаткина | Реставрация братины "Петух" (ФС-1553) скульптора А.Я. Головина в отделе реставрации | Русский музей |

 В процессе монтажа ранее "расшитых" фрагментов. 2019

 
 
 

Что нового? | Реставрационные отделы I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История Службы | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта