Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Отдел реставрации фанерованной мебели

Мастерская реставрации фанерованной мебели | Реставрация в Русском музее

Мастерская реставрации фанерованной мебели. 2018

Несколько лучших работ отдела реставрации фанерованной мебели:

 Реставрация мемориального кресла XVIII века из Домика Петра I...>

 Реставрация мебельного гарнитура XVIII в. из Строгановского дворца...>

 Реставрация рокального бюро XVIII в...>

 Краткие биографии всех реставраторов Русского музея...>

Лучшие работы Службы реставрации:

 2020...>          2016...>       
 2019...>         2015...>
 2018...>         2014...>
 2017...>         2013...>

Реставрация мебели в Русском музее. Реставратор Иван Михайлович Мукин реставрация гарнитура из Строгановского дворца | Отдел реставрации музейных ценностей Русского музея

Организатор и первый заведующий мастерской реставрации фанерованной мебели Иван Мукин (слева) и ведущий художник-реставратор Юрий Макаров. 1998

Мастерская реставрации фанерованный мебели была организована в самостоятельное подразделение в 1990 году, в результате деления Сектора реставрации деревянной скульптуры, декоративной резьбы и мебели на несколько мастерских.

В 2019 году сектор реставрации фанерованной мебели был преобразован в Отдел. В настоящее время здесь работают два художника-реставратора высшей категории и один - третьей категории, а также, один научный сотрудник.

В Русском музее хранится более двух тысяч экспонатов художественной мебели начала XVIII-XX веков. После революционных событий 1917 года коллекция мебели музея стала стремительно увеличиваться за счет национализации частных собраний.

В начале 1970-х годов в мастерской начинается разработка основных методов реставрации художественной фанерованной мебели. Начинали эти работы реставраторы А.К. Федоров и Л.С. Костюченко. Безусловное знание чисто практических навыков по работе с мебелью и высокий профессионализм помогли на протяжении ряда лет выработать основные принципы реставрации мебели. Реставратор должен обладать исчерпывающими знаниями о материальной природе памятника, технологии его изготовления, тонко чувствовать стиль эпохи; любое реставрационное вмешательство должно быть безупречно обосновано; вносимые добавления и изменения должны быть минимальными, но гарантирующими сохранность экспоната; должны быть исключены все привнесения, ставящие под сомнение подлинность экспоната. Соблюдение этих основных (общих) принципов требует высокого уровня реставрационной квалификации. Все реставрационные работы проходят под контролем Реставрационного совета музея, в состав которого входят ведущие специалисты по декоративно-прикладному искусству. Повышая свой профессиональный уровень, реставраторы мастерской неоднократно проходили стажировки в крупнейших реставрационных организациях России и за рубежом (США, Голландия и Финляндия). Помимо собственно реставрационных работ, сотрудники мастерской уделяют большое внимания изучению теоретическим аспектам исследования и реставрации мебели. Результатом этой работы явился ряд публикаций - доклад Ю. Н. Макарова на реставрационной научной конференции в Дрездене (Германия) в 1985 году "О реставрации лакового слоя на произведениях фанерованной мебели XIX века из коллекции Русского музея", публикация И.М. Мукина в научном журнале Международного института реставрации (Италия, Флоренция), посвященная реставрации псише, исполненного по авторским рисункам К.И. Росси из собрания Русского музея.

Реставрация мебели в Русском музее. Реставратор Юрий Макаров реставрация гарнитура из Строгановского дворца | Отдел реставрации музейных ценностей Русского музея

Заведующий отделом Юрий Макаров (слева)  рассказывает о реставрации мебельного гарнитура XVIII века для Картинной галереи Строгановского дворца. 2015

Качественный уровень реставрации за последние годы значительно вырос. Это не удивительно, так как любая реставрация в наши дни начинается с досконального изучения технико-технологических особенностей создания памятника, изучения его бытования. Как правило, в процессе работы используются обратимые клеи. Бережно сохраняется материальная основа оригинала. Полностью исключается перефанеровка. При необходимости, в случае отставания фанеровки от основы, она осторожно снимается, основа расчищается от старого задубевшего клея, а затем снятый элемент ставится на место. Авторское лаковое покрытие не удаляется - оно регенерируется и утоньшается. По окончании реставрации применяется шеллачная политура, пчелиный воск. Основное внимание обращается на стабилизацию пострадавших конструктивных элементов памятника - ножек, подлокотников, спинок. В реставрационной практике мастерской имеются случаи, когда приходится восстанавливать утраченные элементы, к примеру, - резьбу. Обычно доделки выполняются из мягкого дерева - липы, по соответствующим сохранившимся деталям. (Иногда по аналогии - предметы мебели, графика, фотографии).  Тонировки делаются таким образом, чтобы привнесенное при реставрации, не разрушая цельности, можно было бы выявить. Тот же подход используется при работе с утраченными золочеными элементами декора.

Реставраторы мастерской тщательно наблюдают за состоянием сохранности экспонатов в фондах и на экспозиции. Повседневная кропотливая работа реставраторов мебели дала неплохие результаты - собрание художественной мебели Русского музея ведет себя стабильно, его сохранность не вызывает тревог.

 

Дополнительно по теме:

  История создания и деятельность реставрационных мастерских деревянной скульптуры, декоративной резьбы и мебели Отдела реставрации Русского музея во второй половине XX века - "Сектор реставрации деревянной скульптуры, декоративной резьбы и мебели" - Г.А. Преображенская (Государственный музей истории религии)

 

Что нового? | Реставрационные отделы I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История Службы | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2021 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта