Лого - Отдел реставрации Русского музея

Новости | Реставрация | Мастерские | Исследования | История | Контакты | Видео

Мастерская реставрации фанерованной мебели

Мастерская реставрации фанерованной мебели | Реставрация в Русском музее

Мастерская реставрации фанерованный мебели, где в настоящее время работают три художника-реставратора высшей категории и научный сотрудник, выделилась в самостоятельное подразделение в 1990 году из мастерской реставрации деревянной скульптуры, декоративной резьбы и мебели, которая в свою очередь была создана в 1961 году.

Реставрационные мастерские и сектора:

 Масляная живопись...>

 Древнерусская живопись...>

 Живопись смешанных техник...>

 Графика...>

 Резные иконы и деревянная скульптура...>

 Ткани...>

 Керамика и стекло...>

 Золоченая резьба...>

 Гипсовая и каменная скульптура...>

 Картинные рамы...>

 Фанерованная мебель...>

 Художественные изделия из металла...>

 Современные арт-объекты...>

 Сектор химико-биологических исследований...>

  Сектор координации реставрационной деятельности...>

 Сектор теории и истории музейной реставрации...>

В Русском музее хранится более двух тысяч экспонатов художественной мебели начала XVIII-XX веков. После революционных событий 1917 года коллекция мебели музея стала стремительно увеличиваться за счет национализации частных собраний.

В начале 1970-х годов в мастерской начинается разработка основных методов реставрации художественной фанерованной мебели. Начинали эти работы реставраторы А.К. Федоров и Л.С. Костюченко. Безусловное знание чисто практических навыков по работе с мебелью и высокий профессионализм помогли на протяжении ряда лет выработать основные принципы реставрации мебели. Реставратор должен обладать исчерпывающими знаниями о материальной природе памятника, технологии его изготовления, тонко чувствовать стиль эпохи; любое реставрационное вмешательство должно быть безупречно обосновано; вносимые добавления и изменения должны быть минимальными, но гарантирующими сохранность экспоната; должны быть исключены все привнесения, ставящие под сомнение подлинность экспоната. Соблюдение этих основных (общих) принципов требует высокого уровня реставрационной квалификации. Все реставрационные работы проходят под контролем Реставрационного совета музея, в состав которого входят ведущие специалисты по декоративно-прикладному искусству. Повышая свой профессиональный уровень, реставраторы мастерской неоднократно проходили стажировки в крупнейших реставрационных организациях России и за рубежом (США, Голландия и Финляндия). Помимо собственно реставрационных работ, сотрудники мастерской уделяют большое внимания изучению теоретическим аспектам исследования и реставрации мебели. Результатом этой работы явился ряд публикаций - доклад Ю. Н. Макарова на реставрационной научной конференции в Дрездене (Германия) в 1985 году "О реставрации лакового слоя на произведениях фанерованной мебели XIX века из коллекции Русского музея", публикация И.М. Мукина в научном журнале Международного института реставрации (Италия, Флоренция), посвященная реставрации псише, исполненного по авторским рисункам К.И. Росси из собрания Русского музея.

Реставрация мебели в Русском музее. Реставратор Юрий Макаров реставрация гарнитура из Строгановского дворца | Отдел реставрации музейных ценностей Русского музея

Заведующий мастерской Юрий Макаров (слева)  рассказывает о реставрации мебельного гарнитура XVIII века для Картинной галереи Строгановского дворца. 2015 г.

Качественный уровень реставрации за последние годы значительно вырос. Это не удивительно, так как любая реставрация в наши дни начинается с досконального изучения технико-технологических особенностей создания памятника, изучения его бытования. Как правило, в процессе работы используются обратимые клеи. Бережно сохраняется материальная основа оригинала. Полностью исключается перефанеровка. При необходимости, в случае отставания фанеровки от основы, она осторожно снимается, основа расчищается от старого задубевшего клея, а затем снятый элемент ставится на место. Авторское лаковое покрытие не удаляется - оно регенерируется и утоньшается. По окончании реставрации применяется шеллачная политура, пчелиный воск. Основное внимание обращается на стабилизацию пострадавших конструктивных элементов памятника - ножек, подлокотников, спинок. В реставрационной практике мастерской имеются случаи, когда приходится восстанавливать утраченные элементы, к примеру, - резьбу. Обычно доделки выполняются из мягкого дерева - липы, по соответствующим сохранившимся деталям. (Иногда по аналогии - предметы мебели, графика, фотографии).  Тонировки делаются таким образом, чтобы привнесенное при реставрации, не разрушая цельности, можно было бы выявить. Тот же подход используется при работе с утраченными золочеными элементами декора.

Реставраторы мастерской тщательно наблюдают за состоянием сохранности экспонатов в фондах и на экспозиции. Повседневная кропотливая работа реставраторов мебели дала неплохие результаты - собрание художественной мебели Русского музея ведет себя стабильно, его сохранность не вызывает тревог.

 

Дополнительно по теме:

  История создания и деятельность реставрационных мастерских деревянной скульптуры, декоративной резьбы и мебели Отдела реставрации Русского музея во второй половине XX века - "Сектор реставрации деревянной скульптуры, декоративной резьбы и мебели" - Г.А. Преображенская (Государственный музей истории религии)

 

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...