В 1977 году сестра художника Евдокия Глебова передала музею все наследие Филонова —
около 400 картин, рисунков и акварелей.
В 2014 году один из рисунков - "Без названия"
1913 (Р-58253),
бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш, кисть,
перо, размеры: 70,9 х 95,5 см. был передан в реставрационную
мастерскую.
Авторский лист
был сильно деформирован, имел многочисленные жесткие
изломы. По всей поверхности имелись многочисленные участки
загрязнений - пятна различного происхождения (грязь,
жир, следы экскрементов насекомых, фоксинги), а также,
в левой нижней четверти листа, -коричневые
затеки. В верхней части листа имелся большой горизонтальный разрыв (около 90
см), подклеенный с оборота полосками бумаги. Более мелкие разрывы имелись
по всем краям листа. Три угла были утрачены. Верхний край неровно обрезан.
С
тыльной стороны лист также был значительно загрязнён - имелись
коричневые затеки и пятна. В местах разрывов бумаги были
грубые подклейки.
Работа была поручена ведущему
художнику-реставратору высшей категории мастерской реставрации графики
Наталье
Матвеевой.
После
проведения технологического исследования и фотофиксации, лист
был обеспылен мягкой кистью с лицевой и оборотной
стороны. Затем, аккуратно очищен резиновой крошкой и
скальпелем. Бумажные подклейки с тыльной стороны и
остатки клея были удалены. Рисунок
был многократно промыт в дистиллированной воде без погружения.
Была проводена общая и местная
химическая обработка, с последующей промывкой в проточной и
дистиллированной воде. Проведена подклейка разрывов и
укрепление изломов. Утраты бумажной основы восполнены.
Авторский лист сдублирован на специальную реставрационную бумагу. Лист
отпрессован. На заключительном этапе были сделаны
тонировки акварелью и цветными карандашами в местах потертостей и утрат
красочного слоя.
В результате проведенных реставрационных мероприятий
пожелтение и загрязнение значительно ослаблены, пятна загрязнений
максимально удалены, бумажная основа произведения стабилизирована. Рисунок
приобрел экспозиционный вид.