Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Отдел реставрации золоченой резьбы

Мастерская реставрации золоченой резьбы | Реставрация золоченой резьбы н в Русском музее

Мастерская реставрации золоченой резьбы была создана в 1990 году, когда из мастерской реставрации деревянной скульптуры, декоративной резьбы и мебели, существовавшей в музее с 1961 года, были выделены три самостоятельных подразделения.  В 2019 году Сектор реставрации золоченой резьбы был преобразован в Отдел. В настоящее время здесь работают четыре художника-реставратора и один научный сотрудник.

Лучшие работы Отдела реставрации золочёной резьбы:

 Реставрация деревянного дивана XIX века, покрытого хохломской росписью (Р-1329)...>

 Реставрация рамы для картины Т. Неффа "Портрет Марии Николаевны и Ольги Николаевны", 1883...>

 Реставрация консоли второй половины XVIII века (МЕБ-768/а,б)...>

  Реставрация рамы для картины К.П. Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"...>

 

 Краткие биографии всех реставраторов Русского музея...>

Лучшие работы Службы реставрации:

 2020...>          2016...>       
 2019...>         2015...>
 2018...>         2014...>
 2017...>         2013...>

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Карла Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"

Отдел реставрации золоченной резьбы. 2019

Здесь проходят реставрацию художественные произведения народного и прикладного искусства XVIII-XX веков, имеющие деревянную основу с позолотой и (или) росписью. К сожалению, часто новые экспонаты с закупочной комиссии поступают в музей в аварийном состоянии: деструкция грунта, трудноудалимые поверхностные загрязнения, поздние поновления, утраты резного декора и т.д. Разнообразие исходных материалов, особенности техники и технологии, используемые при создании произведений народного и прикладного искусства, определяют каждый раз индивидуальный подход реставрации. Необходимым элементом при отработке методики реставрации стали комплексные исследования, состоящие не только из обследования экспоната под микроскопом, заключений физико-химических исследований, но и изучения литературных и архивных источников.

Современная концепция реставрации произведений народного и прикладного искусства с деревянной основой активно формировалась начиная с 1980х годов в реставрационных организациях Москвы и Санкт-Петербурга.

С момента организации мастерской в 1961 году естественной была ориентация на общемузейные традиции. Наиболее близкой по материалу была мастерская реставрации древнерусской темперной живописи, где к тому времени был накоплен богатый практический и теоретический опыт.

Консервация, предотвращающая разрушение памятников культуры, всегда остается основным методом работ мастерской. В произведениях народного искусства при укреплении грунта и красочного слоя в основном используют традиционные натуральные клеи животного происхождения. Методики работы с ними широко известны. Отметим, что в 1970х годах существовали и проблемы с консервацией золоченой резьбы. Разработки велись несколькими организациями: Государственным Эрмитажем и Русским музеем в Ленинграде, и ГЦХРМ и ВНИИР в Москве. Акцент делался на поиск новых клеев, широко известных сейчас. Контакты с реставраторами разных организаций обогатили опыт работы мастерской, позволили ориентироваться в современных направлениях и методиках реставрации позолоченного резного декора. Результаты многолетних наблюдений за экспонатами, прошедшими консервацию, позволяют обобщить накопленный практический опыт.

В настоящее время для укрепления золоченого грунта используются как синтетические клеи, так и натуральный кожный клей. Для склейки деревянной основы предпочтение отдается осетровому клею. Одной из важнейших задач для реставраторов было выявление художественных особенностей памятников, часто скрытых под поновлениями или трудноудалимыми загрязнениями. Здесь большое значение имеет разнообразие материалов, использовавшихся при создании произведений. Так, цвет золота и способы золочения не всегда совпадают в разновременных слоях, что свидетельствует о разном подходе мастеров к художественным особенностям позолоты как материала. Сочетание же приемов и способов золочения, разные оттенки листового золота позволяют подчеркнуть светотеневую гамму в моделировке формы резного декора. В народном искусстве мастера широко использовали в росписи смешанные техники. Исследования, которые проводятся для отработки индивидуальной методики реставрации, позволяют одновременно расширить представления о работе мастеров, обладавших определенной системой знаний в своем ремесле.

Проблемным и всегда с индивидуальным подходом к каждому конкретному случаю является вопрос о восстановлении утраченной резьбы. Среди принципов музейной реставрации существует положение о минимальности вмешательства. Однако восполнения бывают необходимы для исключения дальнейшего разрушения памятника. Утраты восполняются только по аналогиям, в большинстве случаев, в технике мастичной отливки, что позволяет легче вычленить степень реставрационного вмешательства в памятник. Реставрационные тонировки в мастерской выполняются акварельными красками. Эти тонировки достаточно условны по отношению к авторскому красочному слою и позолоте. Кроме практической работы, на базе исследованных экспонатов в секторе собирается информация о технологических особенностях произведений. Наблюдения за сохранностью произведений, прошедших консервацию, способствуют обобщению практического опыта и позволяют анализировать качество используемых клеев в процессе их естественного старения. Материалы систематизируются для научных сообщений, докладов и статей.

 

Дополнительно по теме:

  Преображенская Г.А. История создания и деятельность реставрационных мастерских деревянной скульптуры, декоративной резьбы и мебели Отдела реставрации Русского музея во второй половине XX века.

  Дедюхина В.С., Лелекова О.В. Методика реставрации разрушенного грунта и позолоты. М., 1979

  Дедюхина В.С., Лелекова О.В. Проблемы реставрации резного позолоченного декора в интерьерах. М., 1976

  Федосеева Т.С., Малачевская Т.Л. Синтетические реставрационные материалы зарубежного производства. Анализ ассортимента и области применения

  Федосеева Т.С. Синтетические реставрационные материалы. Химическое строение, свойства и области применения

 

Мастрская реставрации деревянной резьбы Отдела реставрации Русского музея

Реставратор Мелхола Козлова раскрывает авторскую полозоту на фрагменте резьбы XVIII века. 2016

Ведущий художник-реставратор мастрской реставрации деревянной резьбы Марина Илюхина за реставрацией консоли из собрания Русского музея

Ведущий реставратор Марина Илюхина завершает тонирование утрат левкаса на консоли XIX века. 2010

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Реставраторы Марина Илюхина и Мелхола Козлова удаляют профилактические заклейки на раме для картины Карла Брюллова. 2019 

Ведущий художник-реставратор мастрской реставрации деревянной резьбы Марина Илюхина за реставрацией консоли из собрания Русского музея

Художник-реставратор Татьяна Маслова завершает тонирование утрат левкаса на консоли II половины XVIII века. 2018

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Карла Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"

Художник-реставратор высшей категории Ирина Веснина наносит первые слои реставрационного грунта на места утрат левкаса на раме для картины Карла Брюллова. 2019 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что нового? | Реставрационные отделы I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История Службы | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта