Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Завершена реставрация дивана XIX века | Хохломская роспись

Реставрация дивана XIX века | Хохломская роспись | В отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Художник-реставратор Татьяна Маслова завершает работы по утоньшению  потемневшей олифы. 2017

В рамках подготовки художественной выставки "Народное искусство Нижегородского края", которая открывается в залах корпуса Бенуа Русского музея 21 декабря 2017 года, специалистами Отдела реставрации музейных ценностей было подготовлено свыше пятидесяти музейных предметов.

Лучшие работы Отдела реставрации золочёной резьбы:

 Реставрация деревянного дивана XIX века, покрытого хохломской росписью (Р-1329)...>

 Реставрация рамы для картины Т. Неффа "Портрет Марии Николаевны и Ольги Николаевны", 1883...>

 Реставрация консоли второй половины XVIII века (МЕБ-768/а,б)...>

  Реставрация рамы для картины К.П. Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"...>

 

 Отдел реставрации золочёной резьбы...>

Лучшие работы Службы реставрации:

 2020...>          2016...>       
 2019...>         2015...>
 2018...>         2014...>
 2017...>         2013...>

Реставрация дивана XIX века | Хохломская роспись | В отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Общий вид дивана до реставрации. Фрагменты поступили в разобранном виде с сильным загрязнением поверхности и потемневшей олифой.  2017 

Сегодня мы хотели бы рассказать Вам о сложной реставрации одного из них. Это -  деревянный диван, покрытый полихромной росписью (инв. № Р-1329).  Он был создан хохломскими мастерами Нижегородской губернии в XIX веке.

В этой сложной работе принимали участие реставраторы сразу двух мастерских Отдела реставрации -  Сектора реставрации фанерованной мебели - Юрий Макаров и Александр Деревенсков и Сектора реставрации золоченой резьбы - Марина Илюхина, Татьяна Маслова и Мелхола Козлова.

Кустарный промысел возле села Семенова Нижегородской губернии, где основным занятием жителей стало изготовление посуды и ложек, окрашенных в золотой цвет без использования оригинального золота,  сформировался к XVIII веку. Для получения золотого цвета сначала использовали дорогостоящий порошок серебра. Поэтому посуда украшалась лишь небольшими поясками. Позднее стал применяться порошок олова. Затем - алюминия. "Золочение" стало настолько недорогим производством, что мастера стали изготавливать крупные блюда, чаши и вазы со сплошным золотым фоном. Расширился ассортимент. Появились столики  разных размеров и форм, детские стульчики, крупногабаритная мебель. Золотистый цвет достигался за счет нанесения на участки, покрытые металлической пудрой  слоев прозрачной олифы и лака. Защитный слой росписи получался значительным, легко размягчался при повышении температуры и влажности в результате чего «собирал» значительное количество загрязнений. За несколько веков работы промысла сложилась технология изготовления изделий, когда окрашенная посуда закаляется в горячей пламенной печи, отсюда и название «Пламенная хохлома».

Один из экспонатов выставки "Народное искусство Нижегородского края" деревянный диван (инв. № Р-1329), покрытый полихромной росписью,  поступил в реставрационную мастерскую в разобранном виде. Правая стойка спинки была расколота, а нарезка деревянных винтов, соединяющая конструкцию дивана, имела многочисленные сколы древесины. Шиповые соединения в районе левого подлокотника разошлись, имелись небольшие сколы на левой передней ножке, на левом подлокотнике, была утрачена горизонтальная площадка на правой стойке спинки и точеные завершения на обеих стойках спинки.

Поверхность красочного слоя была покрыта толстыми слоями потемневшей олифы и лака, нанесенными в разное время. Поверхность повсеместно "подлипала". На наружных поверхностях боковинок и передних точеных ножек присутствовали многочисленные фрагменты влипшей бумаги. На спинке в потемневший лак влипли различного вида частицы. Орнамент читался плохо. На сиденье были реставрационные записи красной и зеленой краской. Чёрный фон был перекрашен.

В процессе реставрации выполнена склейка на правой стойке спинки, склеены разошедшиеся шиповые соединения, восполнены утраты (сколы) на деревянной резьбе крепежных винтов, восполнена по аналогии горизонтальная площадка в верхней части правой стойки. Точеные навершия восполнены не были, поскольку, к сожалению, отсутствовали аналоги. Восполнен небольшой скол на передней левой ножке. К царге подклеено сиденье. Были удалены поверхностные загрязнения, влипшая бумага, волосы, удалены записи, утоньшен лаковый слой, под слоем темного лака проявился рисунок. Затем были выполнены тонировки в пределах утрат и потертостей красочного слоя.

12 декабря 2017 года

 

Дополнительно по теме:

  Дедюхина В.С., Лелекова О.В. Методика реставрации разрушенного грунта и позолоты. М., 1979

  Дедюхина В.С., Лелекова О.В. Проблемы реставрации резного позолоченного декора в интерьерах. М., 1976

  Федосеева Т.С., Малачевская Т.Л. Синтетические реставрационные материалы зарубежного производства. Анализ ассортимента и области применения

  Федосеева Т.С. Синтетические реставрационные материалы. Химическое строение, свойства и области применения

 

Реставрация дивана XIX века | Хохломская роспись | В отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Фрагмент спинки до реставрации.  Олифа сильно потемнела и загрязнена. 2017 

Реставрация дивана XIX века | Хохломская роспись | В отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Фрагмент до реставрации.  2017

Реставрация дивана XIX века | Хохломская роспись | В отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Фрагмент до реставрации.  2017

Реставрация дивана XIX века | Хохломская роспись | В отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Фрагмент в процессе удаления загрязнений и слоёв потемневшей олифы.  На живописной поверхности для контроля оставлены небольшие участки, покрытые потемневшей олифой. 2017 

Реставрация дивана XIX века | Хохломская роспись | В отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Фрагмент в процессе удаления загрязнений и слоёв потемневшей олифы.  На живописной поверхности для контроля оставлен небольшой участок, покрытый потемневшей олифой. 2017 

Реставрация дивана XIX века | Хохломская роспись | В отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Общий вид после реставрации. 2017 

Реставрация дивана XIX века | Хохломская роспись | В отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Художник-реставратор Татьяна Маслова завершает работы по утоньшению последних участков потемневшей олифы. 2017

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта