Лого - Отдел реставрации Русского музея

Новости | Реставрация | Мастерские | Исследования | История | Контакты | Видео

Завершена реставрация дивана XIX века | Хохломская роспись

Реставрация дивана XIX века | Хохломская роспись | В отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Художник-реставратор Татьяна Маслова завершает работы по утоньшению  потемневшей олифы. 2017

В рамках подготовки художественной выставки "Народное искусство Нижегородского края", которая открывается в залах корпуса Бенуа Русского музея 21 декабря 2017 года, специалистами Отдела реставрации музейных ценностей было подготовлено свыше пятидесяти музейных предметов. Сегодня мы хотели бы рассказать Вам о сложной реставрации одного из них. Это -  деревянный диван, покрытый полихромной росписью (инв. № Р-1329).  Он был создан хохломскими мастерами Нижегородской губернии в XIX веке.

В этой сложной работе принимали участие реставраторы сразу двух мастерских Отдела реставрации -  Сектора реставрации фанерованной мебели - Юрий Макаров и Александр Деревенсков и Сектора реставрации золоченой резьбы - Марина Илюхина, Татьяна Маслова и Мелхола Козлова.

Лучшие реставрационные работы года:

2016...>
2015...>
2014...>
2013...>
2012...>

Реставрация шедевров:

  Картина "Последний день Помпеи" Карла Брюллова ...>

  Серия картин "Смолянки" Дмитрия Левицкого...>

 Икона XIV века "Борис и Глеб"...>

  Реставрация тихвинских икон XVI века...>

 Реставрация Амвона 1533 г. из Новгородского Софийского собора...>

  Реставрация картины Г.И. Угрюмова "Архистратиг Михаил...>

  Реставрация скульптур Летнего сада...>

Что нового в отделе?...>

Выставка о реставрации экспонатов в Русском музее...>

Реставрация дивана XIX века | Хохломская роспись | В отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Общий вид дивана до реставрации. Фрагменты поступили в разобранном виде с сильным загрязнением поверхности и потемневшей олифой.  2017 

Кустарный промысел возле села Семенова Нижегородской губернии, где основным занятием жителей стало изготовление посуды и ложек, окрашенных в золотой цвет без использования оригинального золота,  сформировался к XVIII веку. Для получения золотого цвета сначала использовали дорогостоящий порошок серебра. Поэтому посуда украшалась лишь небольшими поясками. Позднее стал применяться порошок олова. Затем - алюминия. "Золочение" стало настолько недорогим производством, что мастера стали изготавливать крупные блюда, чаши и вазы со сплошным золотым фоном. Расширился ассортимент. Появились столики  разных размеров и форм, детские стульчики, крупногабаритная мебель. Золотистый цвет достигался за счет нанесения на участки, покрытые металлической пудрой  слоев прозрачной олифы и лака. Защитный слой росписи получался значительным, легко размягчался при повышении температуры и влажности в результате чего «собирал» значительное количество загрязнений. За несколько веков работы промысла сложилась технология изготовления изделий, когда окрашенная посуда закаляется в горячей пламенной печи, отсюда и название «Пламенная хохлома».

Один из экспонатов выставки "Народное искусство Нижегородского края" деревянный диван (инв. № Р-1329), покрытый полихромной росписью,  поступил в реставрационную мастерскую в разобранном виде. Правая стойка спинки была расколота, а нарезка деревянных винтов, соединяющая конструкцию дивана, имела многочисленные сколы древесины. Шиповые соединения в районе левого подлокотника разошлись, имелись небольшие сколы на левой передней ножке, на левом подлокотнике, была утрачена горизонтальная площадка на правой стойке спинки и точеные завершения на обеих стойках спинки.

Поверхность красочного слоя была покрыта толстыми слоями потемневшей олифы и лака, нанесенными в разное время. Поверхность повсеместно "подлипала". На наружных поверхностях боковинок и передних точеных ножек присутствовали многочисленные фрагменты влипшей бумаги. На спинке в потемневший лак влипли различного вида частицы. Орнамент читался плохо. На сиденье были реставрационные записи красной и зеленой краской. Чёрный фон был перекрашен.

В процессе реставрации выполнена склейка на правой стойке спинки, склеены разошедшиеся шиповые соединения, восполнены утраты (сколы) на деревянной резьбе крепежных винтов, восполнена по аналогии горизонтальная площадка в верхней части правой стойки. Точеные навершия восполнены не были, поскольку, к сожалению, отсутствовали аналоги. Восполнен небольшой скол на передней левой ножке. К царге подклеено сиденье. Были удалены поверхностные загрязнения, влипшая бумага, волосы, удалены записи, утоньшен лаковый слой, под слоем темного лака проявился рисунок. Затем были выполнены тонировки в пределах утрат и потертостей красочного слоя.

12 декабря 2017 года

 

 

Реставрация дивана XIX века | Хохломская роспись | В отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Фрагмент спинки до реставрации.  Олифа сильно потемнела и загрязнена. 2017 

Реставрация дивана XIX века | Хохломская роспись | В отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Фрагмент до реставрации.  2017

Реставрация дивана XIX века | Хохломская роспись | В отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Фрагмент до реставрации.  2017

Реставрация дивана XIX века | Хохломская роспись | В отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Фрагмент в процессе удаления загрязнений и слоёв потемневшей олифы.  На живописной поверхности для контроля оставлены небольшие участки, покрытые потемневшей олифой. 2017 

Реставрация дивана XIX века | Хохломская роспись | В отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Фрагмент в процессе удаления загрязнений и слоёв потемневшей олифы.  На живописной поверхности для контроля оставлен небольшой участок, покрытый потемневшей олифой. 2017 

Реставрация дивана XIX века | Хохломская роспись | В отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Общий вид после реставрации. 2017 

Реставрация дивана XIX века | Хохломская роспись | В отделе реставрации музейных ценностей Русского музея

Художник-реставратор Татьяна Маслова завершает работы по утоньшению последних участков потемневшей олифы. 2017

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта