Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео

Реставрация консоли второй половины XVIII века в Русском музее

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Художник-реставратор - Татьяна Маслова завершает тонирование утрат левкаса на консоли II половины XVIII века. 2018

В  рамках подготовки музейных предметов для художественной выставки «Екатерина Великая в стране и мире» из цикла «Сага о Романовых» в Отделе реставрации музейных ценностей прошли реставрацию более 59 произведений из фондов музея.

Лучшие работы отдела золочёной резьбы:

 Реставрация деревянного дивана XIX века, покрытого хохломской росписью (Р-1329)...>

 Реставрация рамы для картины Т. Неффа "Портрет Марии Николаевны и Ольги Николаевны", 1883...>

 Реставрация консоли второй половины XVIII века (МЕБ-768/а,б)...>

  Реставрация рамы для картины К.П. Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"...>
 

 Краткие биографии всех реставраторов Русского музея...>

Лучшие работы Службы реставрации:

 2018...>         2014...>
 2017...>         2013...>
 2016...>         2012...>
 2015...>         2011...>
 

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Общий вид до реставрации. 2017 

Сегодня мы хотели бы рассказать Вам об одном из них - о сложной реставрации консоли второй половины XVIII века. На одном из заседаний Реставрационной комиссии Русского музея было решено передать ее на полную реставрацию.

Работа была поручена художнику-реставратору мастерской реставрации золоченой резьбы Отдела реставрации музейных ценностей Русского музея Татьяне Масловой.

При поступлении в реставрацию консоль находилась под частичной профилактической заклейкой. Состояние деревянной основы было неудовлетворительным - конструктивные швы в средней части проножки были подвижны,  навершие проножки в виде султанчика из листьев выломано,  левая гирлянда имела слом в средней части, подвижные фрагменты неуверенно держались на крепежных гвоздях, были утрачены мелкие фрагменты резьбы на прорезном орнаменте царги и имелись мелкие сколы основы на выступающих углах верхней кромки царги. Кроме того, отсутствовали фрагменты мастичного декора, к наиболее крупным можно было отнести утрату розетки на царге над передней правой ножкой и полосу ленточного орнамента в местах крепления проножки к задним ножкам консоли. Также визуальное обследование выявило немногочисленные утраты грунта. Сильное пылевое загрязнение.  Стойкие плотные загрязнения черного цвета в нижней части ножек.

В процессе работ были удалены пылевые загрязнения, укреплены отставания грунта, открывшиеся после удаления профилактической заклейки.  Восстановлена прочность конструктивных швов, выполнена склейка гирлянды.  При подготовке к монтажу навершия проножки выяснилось, что оно уже неоднократно ремонтировалось, в последний раз склейка была выполнена на деревянный нагель со смещением, в процессе монтажа нагель был заменен, смещение устранено.  Сколы основы были восполнены идентичной древесиной. Для восполнения утрат мастичного декора применялась клее-меловая мастика. При восполнении утрат на изогнутой поверхности ножек, силиконовая форма для отливки была снята с ровного участка орнамента, влажный оттиск укладывался по месту и изгибался по форме.  Мелкие утраты резьбы на прорезном орнаменте также были восполнены мастикой. Утраты грунта замастикованы.

После удаления загрязнения на ножках, открылись остатки металлизированного покрытия.  На завершающем этапе были выполнены тонировки реставрационного грунта и мастичных вставок.

Реставрационная комиссия, принимающая экспонат после завершения реставрации, отметила высокое качество выполненной работы.

 

1 февраля 2018 года

 

 

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Фрагмент до реставрации. 2017 

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Фрагмент до реставрации. 2017

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Фрагмент после реставрации. 2018

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Общий вид в процессе реставрации. 2017 

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Фрагмент в процессе реставрации. 2017

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Общий вид после реставрации. 2018 

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876) "Парадный портрет дочерей императора Николая I великих княжон Марии Николаевны (1819-1876) и Ольги Николаевны (1822-1892)

Фрагмент после реставрации. 2018 

 

Copyright © 1997-2019 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта