|
Общий вид до реставрации.
2017
|
|
|
Сегодня мы хотели бы рассказать Вам об
одном из них - о сложной реставрации
консоли второй половины
XVIII века. На одном из заседаний
Реставрационной комиссии Русского музея было решено передать ее на
полную реставрацию.
Работа
была поручена художнику-реставратору
мастерской реставрации золоченой резьбы Отдела
реставрации музейных ценностей Русского музея
Татьяне Масловой.
При поступлении в реставрацию консоль находилась
под частичной профилактической заклейкой. Состояние деревянной основы было
неудовлетворительным - конструктивные швы в средней части проножки были
подвижны, навершие проножки в виде султанчика из листьев выломано,
левая гирлянда имела слом в средней части, подвижные фрагменты неуверенно
держались на крепежных гвоздях, были утрачены мелкие фрагменты резьбы на
прорезном орнаменте царги и имелись мелкие сколы основы на выступающих углах
верхней кромки царги. Кроме того, отсутствовали фрагменты мастичного декора, к
наиболее крупным можно было отнести утрату розетки на царге над передней правой
ножкой и полосу ленточного орнамента в местах крепления проножки к задним ножкам
консоли. Также визуальное обследование выявило немногочисленные утраты грунта.
Сильное пылевое загрязнение. Стойкие плотные загрязнения черного цвета в нижней
части ножек.
В процессе работ были удалены пылевые
загрязнения, укреплены отставания грунта, открывшиеся после удаления
профилактической заклейки. Восстановлена прочность конструктивных швов,
выполнена склейка гирлянды. При подготовке к монтажу навершия проножки
выяснилось, что оно уже неоднократно ремонтировалось, в последний раз склейка
была выполнена на деревянный нагель со смещением, в процессе монтажа нагель был
заменен, смещение устранено. Сколы основы были восполнены идентичной
древесиной. Для восполнения утрат мастичного декора применялась клее-меловая
мастика. При восполнении утрат на изогнутой поверхности ножек, силиконовая форма
для отливки была снята с ровного участка орнамента, влажный оттиск укладывался
по месту и изгибался по форме. Мелкие утраты резьбы на прорезном орнаменте
также были восполнены мастикой. Утраты грунта замастикованы.
После удаления загрязнения на ножках, открылись
остатки металлизированного покрытия. На завершающем этапе были выполнены
тонировки реставрационного грунта и мастичных вставок.
Реставрационная комиссия, принимающая
экспонат после завершения реставрации, отметила высокое качество выполненной
работы.
1 февраля 2018 года
Дополнительно по теме:
Дедюхина В.С.,
Лелекова О.В. Методика реставрации разрушенного грунта и позолоты. М.,
1979
Дедюхина
В.С., Лелекова О.В. Проблемы реставрации резного позолоченного декора в
интерьерах. М., 1976
Федосеева Т.С., Малачевская
Т.Л. Синтетические реставрационные
материалы зарубежного производства. Анализ ассортимента и
области применения
Федосеева Т.С. Синтетические реставрационные
материалы. Химическое строение, свойства и
области применения
|