Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Начался заключительный этап реставрации рамы для картины Карла Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Карла Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"

Художник-реставратор золоченой резьбы высшей категории Марина Илюхина обрабатывает реставрационный левкас на фрагментах резьбы, воссозданных по имеющимся аналогиям вместо утраченных. 2020 

В ноябре 2019 года завершился первый этап сложной реставрации исторической художественной рамы № 4704 для картины Карла Павловича Брюллова (1799-1852) «Смерть Инессы де Кастро» 1834 (холст, масло, 213 х 290,5 см, инв.№ Ж-5085).

Последние работы по реставрации картинных рам:

  Реставрация рамы для картины О.А. Кипренского "Портрет скульптора Б. Торвальдсена"...>

  Реставрация рамы для картины К.П. Брюллова "Мужская голова"...>

 Реставрация рамы для картины О.А. Кипренского "Портрет А.К. Швальбе"...>

 Реставрация рамы для картины Т. Неффа "Портрет Марии Николаевны и Ольги Николаевны", 1883...>

  Реставрация рамы для картины К.П. Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"...>
 

 Отдел реставрации картинных рам Русского музея...>

Лучшие работы Службы реставрации:

 2020...>          2016...>       
 2019...>         2015...>
 2018...>         2014...>
 2017...>         2013...>

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Карла Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"

Фрагмент до реставрации. 2019

Реставрация началась 13 марта 2019 года. Учитывая значительные размеры объекта (общая площадь «развернутой поверхности» резьбы составляет без малого 11,2 м²), его уникальность и сложность поставленных задач, работу выполняют семь реставраторов, представляющих три подразделения Службы реставрации музейных ценностей Русского музея - Ирина Веснина, Марина Илюхина, Татьяна Маслова и Мелхола Козлова (Отдел реставрации золоченой резьбы), Юрий Макаров и Александр Деревенсков (Отдел реставрации фанерованной мебели) и Виталий Копяков (Отдел реставрации резных икон и деревянной скульптуры). Руководитель проекта - реставратор высшей категории, заведующая отделом реставрации золоченой резьбы Ирина Веснина.

Нажмите сюда, чтобы познакомиться  с краткой историей бытования рамы и отчетом о её состоянии сохранности до начала работ или нажмите сюда, чтобы узнать подробности первого этапа реставрации.

На сегодняшний день завершены все работы по укреплению имевшихся участков приподнятостей и шелушений позолоты и грунта специальным клеевым составом. С поверхности были удалены плотные слои спрессовавшейся пыли и атмосферной копоти, накопившиеся на раме за десятилетия её хранения в фонде. Были подклеены подвижные отщепы древесины и сделаны необходимые склейки деревянной основы. Из-за сложных форм профиля рамы и резного рельефа работы проводились с крайней осторожностью. По мере завершения укрепления отдельных плоскостей, листели переворачивались и, работа продолжалась на новых участках.

Укрепление золоченого грунта потребовало от реставраторов значительного количества времени и усердия. Различные участки левкаса вследствие их значительной толщины, плотности древесины и насыщенности связующим требовали индивидуального подхода. Поэтому, прежде чем приступить к очередному этапу работ, реставраторы проводили пробные укрепления, подбирая методику и клеевой состав для каждого фрагмента в отдельности. На поверхностях с более толстым  слоем грунта, который вбирал при укреплении больше клея,  увеличивалось время работы. На ряде участков потребовалось проводить укрепление несколько раз. На левом, самом разрушенном листеле, поверхность которого была более других  поражена плесневыми грибами, при укреплении грунта приходилось дополнительно укреплять деревянную основу и неоднократно возвращаться на ранее укрепленные участки после антисептирования. Участки с шелушением позолоты приходилось укреплять по нескольку раз, предварительно пропитывая поверхность слабым клеевым раствором.

Основа резных элементов вследствие неравномерного усыхания древесины имела многочисленные мелкие трещины по волокнам. В ряде случаев  требовалась пропитка пересохшей основы перед склейками  и дополнительное  укрепление грунта.

Удаление стойких поверхностных загрязнений с позолоты потребовало от реставраторов дополнительных усилий. Дело в том, что при золочении рамы использовалось очень тонкое сусальное золото. Матовое золочение было выполнено на шеллак, без защитного слоя по поверхности.  Спиртовой лак со временем стал очень хрупким  и, как в нашем случае, привёл к сильному шелушению позолоты. Загрязнения поверхности были очень плотные, а сцепление позолоты с лаком – слабым. Поэтому, работы по удалению загрязнений выполнялись с предельной осторожностью.

В настоящее время реставраторы  по имеющимся аналогиям воссоздают утраченные элементы золоченой резьбы из массива липы на верхнем листеле.  Сложность заключается в том, что движения формы постоянно меняют направления, а плоскости сколов по утратам резьбы невелики. Поэтому даже для восполнения некрупных утрат реставраторам приходится делать сразу несколько заготовок, переклеивая их между собой. Процесс  восполнения утрат дорезками  из древесины многоделен и требует значительного времени

В настоящее время по имеющимся аналогиям началось восполнение утраченных элементов резьбы на оставшихся трех листелях. В границах утрат подводится реставрационный левкас, который обрабатывается по форме. После этого реставраторы приступят к удалению следов поздних поновлений. 

 

Работа продолжается...

21 июля 2020 года

 

PS: Реставрация рамы осуществляется благодаря инициативе супругов Дмитрия и Татьяны Удрас и финансовой поддержке Группы компаний «Ростсельмаш».

 

Дополнительно по теме:

  Дедюхина В.С., Лелекова О.В. Методика реставрации разрушенного грунта и позолоты. М., 1979

  Дедюхина В.С., Лелекова О.В. Проблемы реставрации резного позолоченного декора в интерьерах. М., 1976

  Федосеева Т.С., Малачевская Т.Л. Синтетические реставрационные материалы зарубежного производства. Анализ ассортимента и области применения

  Федосеева Т.С. Синтетические реставрационные материалы. Химическое строение, свойства и области применения

 
 

 

 

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Карла Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"

Фрагмент до реставрации. 2019

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Карла Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"

Реставраторы удаляют бумажные заклейки после укрепления левкаса и позолоты на нижней листеле рамы. 2019 

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Карла Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"

Мастерская реставрации золоченной резьбы, где продолжается реставрация четырех листелей рамы. 2019

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Карла Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"

Реставратор Мелхола Козлова раскрывает авторскую позолоту и поталь от слоёв стойких загрязнений. 2019 

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Карла Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"

Фрагмент в процессе реставрации. В середине - участок раскрытия авторской поверхности от слоёв стойких загрязнений. 2019 

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Карла Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"

Реставратор Татьяна Маслова завершает раскрытие авторской поверхности от слоёв стойких загрязнений. 2019 

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Карла Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"

Реставратор Виталий Копяков по имеющимся аналогиям вырезает из массива липы фрагменты утраченных деталей резьбы. 2019 

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Карла Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"

Из массива липы по имеющимся аналогиям изготавливаются дорезки утраченных фрагментов резьбы. 2019   

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Карла Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"

Фрагмент правой части верхней листели в начале реставрации (No.1) и в процессе дорезки из массива липы утраченных деталей по имеющимся аналогиям (No.2). 2019-2020

о сложной реставрации резной золоченой рамы для картины Карла Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"

Обработка поверхности реставрационного левкаса на фрагментах резьбы, воссозданных по имеющимся аналогиям вместо утраченных. 2020  

 

Что нового? | Реставрационные отделы I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История Службы | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта